Урок 17 «И С КАЖДОЙ ОСЕНЬЮ Я РАСЦВЕТАЮ ВНОВЬ…» (А. С. ПУШКИН) (А. С. ПУШКИН – ПЕВЕЦ РУССКОЙ ПРИРОДЫ)

0
617

Урок 17
«И с каждой осенью я расцветаю вновь…»
(А. С. Пушкин)
(А. С. Пушкин – певец русской природы)

Цели: расширить представление учащихся о творчестве Пушкина путем знакомства с пейзажной лирикой; показать романтический характер южной экзотической природы, изображаемой поэтом; акцентировать внимание на постепенном переходе к реалистическим зарисовкам неповторимых пейзажей северной и средней полосы России; через стихи о природе способствовать развитию эстетических и патриотических чувств учащихся.

Наглядное пособие: репродукция с картины И. Е. Репина и И. К.Айвазовского «Прощай, свободная стихия!» (А. С. Пушкин у Черного моря).

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

С огромной поэтической силой и любовью рисует А. С. Пушкин в стихах и поэмах картины родной природы.

Мысли и настроения, волновавшие поэта в период южной ссылки (Кавказ, Крым, Кишинев, Одесса), а также во время пребывания в селе Михайловском (1824–1826 гг.) и в Болдине (1830 г.), переданы в замечательных художественных образах, которые развивают умение слышать и чувствовать природу нашей родины. В период южной ссылки стихи и поэмы Пушкина носят романтический характер.

Во время ссылки на юг Пушкин впервые увидел суровый и величественный Кавказ со снеговыми вершинами, бурные горные речки, бесконечные морские просторы, залитое ослепительным солнцем побережье Крыма. Поэт был потрясен всем увиденным.

О своем ночном путешествии на корабле из Феодосии в Гурзуф поэт рассказал в воспоминаниях: «Проснувшись, я у видел картину пленительную: разноцветные горы сияли; плоские кровли хижин татарских издали казались ульями, прилепленными к горам, тополи, как зеленые колонны, стройно возвышались между ними. Справа огромный Аю-Даг*… и кругом это синее чистое небо, и светлое море, и блеск, и воздух полуденный».

Не писать о чудесной южной природе поэт не мог. В своих поэмах «Кавказский пленник» (1821 г.), «Бахчисарайский фонтан» (1823 г.), «Цыганы» (1824 г.), в стихотворениях «Кавказ» (1829 г.), «Обвал» (1829 г.) и других поэт запечатлел экзотические картины природы.

II. Выразительное чтение отрывков из поэм, стихотворений.

«Цыганы» (со слов «Цыганы шумною толпою…» до слов «И тихий табор озаряет»).

«Кавказский пленник» (со слов «Влачася меж угрюмых скал…» до слов «И бури немощному вою с какой-то радостью внимал»).

«Бахчисарайский фонтан» (со слов

«Волшебный край! Очей отрада!

Все живо там: холмы, леса…»

до слов «Вокруг утесов Аю-Дага…»).

Чтение стихотворений «Кавказ», «Обвал», «Погасло дневное светило».

А. С. Пушкин на всю жизнь сохранил любовь к величественному Кавказу, к пышной южной природе. Все, что видел и испытал в период южной ссылки, поэт передал в чудесных поэмах и стихах.

III. Стихотворение «К морю» (1824 г.).

Первоначальная редакция стихотворения создана Пушкиным в Одессе, закончено «К морю» в Михайловском.

«К морю» – своеобразный итог целому периоду в жизни Пушкина (годы южной ссылки); это прощание поэта с морем и романтической поэзией.

1. Выразительное чтение стихотворения.

Перед чтением стихотворения необходимо рассказать учащимся о великих деятелях той эпохи – Байроне и Наполеоне. Автор называет их «властителями дум» молодого поколения. Байрон сражался за свободу греческого народа. Умер на чужбине, в Миссолунгах, в 1824 г. Декабрист А. А. Бестужев писал: «Смерть сорвала с неба эту златую звезду, и какое-то отчаянное эхо его падения отозвалось в сердцах у всех людей благомыслящих… Он умер, но какая завидная смерть… Он завещал человечеству великие истины в изумляющем даровании своем, а в благородстве своего духа пример для возвышенных поэтов» [4, с. 29].

Наполеон был сослан на остров Святой Елены, где и умер.

Имена Наполеона и Байрона часто сопоставлялись современниками. П. А. Вяземский писал: «Наполеон на скале Святой Елены и Байрон в Миссолунгах! Вот два поэтических фароса (фарос – по-гречески, маяк), которые освещают нашу глубокую ночь».

2. Беседа по вопросам:

1) Как Пушкин называет море?

2) Какими словами характеризует его мощь, красоту и силу?

3) Что сближает поэта и море?

4) Почему Пушкина так увлекает море? Какие эпитеты и сравнения употребляет поэт? Какое настроение они создают?

5) Как вы понимаете слова «предел желанный» (предел – это совершенство, идеал, последняя высшая ступень чего-либо), «угасал Наполеон» (угасал – погибал)?

6) В чем смысл противопоставления Байрона и Наполеона? Как эти «властители дум» связаны с образом моря?

7) В каких словах автор показывает свое одиночество?

8) Как вы понимаете строки из стихотворения:

«Судьба земли повсюду та же:

Где капля блага, там на страже

Уж просвещенье иль тиран»?

9) Стихотворение «К морю» относится к романтическим. Выделите черты романтизма. (Стихотворение пронизано романтическим настроением: романтичен пейзаж, романтично гордое одиночество поэта, романтичны его скорбные думы о судьбах человечества. Обращения к морю, океану, как будто стирается грань между природой, стихией и человеком.)

Выводы. Для Пушкина море – олицетворение свободы, силы и красоты: все «элементы» образа моря взяты из действительности, «образ моря реален», но он «слит» с душой поэта, освещен его романтической мечтой.

Поэт чувствует свое единение с природой, гармонию, которые невозможны в реальной жизни.

IV. Стихотворение «Осень» (1833 г.) (выразительное чтение).

С переходом поэта к реалистическому творчеству изменился и характер изображенной природы.

«Осень подходит. Это любимое мое время – здоровье мое обыкновенно крепнет – пора моих литературных трудов настает…» (Из письма А. С. Пушкина П. А. Плетневу от 31 августа 1830 г.).

Беседа по вопросам:

1. За что Пушкин из всех времен года больше всего любит осень?

2. Какими красками поэт рисует осенний пейзаж?

3. Назовите «приятные взору» и душе поэта приметы осени. Почему он одновременно называет осень «очей очарованье» и «унылой порой»?

4. Этот осенний пейзаж романтический или реалистический?

5. «Осень» – это не только изображение природы. Какие разнообразные картины жизни рисует поэт? Какие чувства он испытывает и как относится к изображаемому?

6. Перечитайте строфы 10 и 11. Как проходит творческий процесс «рождения» и «создания» стихов?

7. Назовите картины, слова, образы, которые кажутся вам самыми неожиданными, заметными?

8. Что говорит Пушкин о судьбе поэта в царско-крепостнической России XIX в.?

9. Как вы понимаете последние строки строфы 12: «Плывет. Куда же нам плыть?»

А. С. Пушкин из всех времен года отдает предпочтение осени. Он находит удивительную красоту в осеннем пейзаже. Само увядание природы изображается поэтом как «могучее проявление жизни».

Осень дорога поэту как время года, пробуждающее к творчеству. Вот как описывает Пушкин процесс «создания» стихов: «… душа стесняется лирическим волнением, трепещет и звучит, и ищет, как во сне излиться наконец свободным проявленьем».

Стихотворение заканчивается вопросом («Куда же нам плыть?»). В нем отражено раздумье поэта о трудностях своего положения в условиях самодержавно-крепостнического строя в России.

V. Выразительное чтение стихотворений.

«Зимний вечер» (1825 г.), «Зимняя дорога» (1826 г.), «Зимнее утро» (1829 г.), «Туча» (1835 г.), «Вновь я посетил…» (1835 г.) и другие.

Беседа по вопросам:

1. Какое стихотворение вам больше понравилось и чем?

2. Определите художественные средства, с помощью которых поэт создает образы русской природы.

Под пером Пушкина русская природа, скромная и простая по сравнению с Кавказом и Крымом, становится прекрасной, близкой и родной нам.

Домашнее задание.

1. Подготовить сообщение «Пушкин – певец природы».

2. Выучить наизусть отрывок из стихотворений «Осень» или «К морю».

Индивидуальные задания:

1. Значение дружбы в жизни Пушкина. Приезд Пущина в Михайловское. Чтение стихотворения «Пущину».

2. Лицейские друзья Пушкина – Дельвиг и Кюхельбекер. Стихи «Кюхельбекер», «Дельвигу».

3. Сообщения о женщинах – адресатах пушкинской любовной лирики.

поурочный план, 10 класс, русская литература