Урок 162. Морфемика и словообразование

0
500
биология

Урок 162. Морфемика и словообразование

Цели: закрепить знания учеников по морфемике и словообразо­ванию; проверить навыки словообразовательного разбора и разбора слов по составу.

Методические приемы: беседа по вопросам, лингвистический разбор, выполнение упражнений.

Ход урока

I . Лингвистическая разминка

Объяснительный диктант.

Прикасаться, разыскать, замочек, непогода, каблучок, неряха, бледно-зеленый, извозчик, придвигать, бесхитростный.

II . Повторение темы «Морфемика и словообразование»

1. Беседа по вопросам § 76.

– Какое отношение к теме урока имеют слова объяснительного диктанта? (Чтобы правильно написать эти слова, необходи мо знать их строение, то есть уметь быстро делать разбор слова по составу.)

2. Самостоятельная работа.

Задание: выполнить словообразовательный разбор и разбор слов по составу.

1-й вариант – первые пять слов объяснительного диктанта; 2-й вариант – вторые пять слов.

Представители каждого из вариантов выполняют разбор одного из слов на доске.

3. Слово учителя.

Если вас попросят подобрать слова с корнями -дуб- или – xqd -, вы, конечно, легко справитесь с заданием. (Ученики называ­ ют примеры.)

Попробуем усложнить задание. Подберите слова с корнями -пт- и -й-. Запишем эти корни на доске.

Подсказка:

Найти ответ непросто, надо подойти с другой стороны, уйти от стереотипов, пойти нестандартным путем.

– Догадались? Ответ содержится в вышесказанной фразе. Сло­
ва найти, подойти, уйти, пойти как раз и содержат искомый
корень -й-.

Слова с корнем -пт- ученики найдут сами: птица, птенец, пта­ ха, птичник, птичий.

III. Выполнение упражнений

Упражнения 435,436: по вариантам с последующей взаимо­ проверкой и обсуждением спорных вопросов.

Упражнение 437: устно.

Упражнение 438: самостоятельная работа.

Домашнее задание

Упражнение 439.

§ 77: вопросы на с. 196.