Урок 162. Морфемика и словообразование
Цели: закрепить знания учеников по морфемике и словообразованию; проверить навыки словообразовательного разбора и разбора слов по составу.
Методические приемы: беседа по вопросам, лингвистический разбор, выполнение упражнений.
Ход урока
I . Лингвистическая разминка
Объяснительный диктант.
Прикасаться, разыскать, замочек, непогода, каблучок, неряха, бледно-зеленый, извозчик, придвигать, бесхитростный.
II . Повторение темы «Морфемика и словообразование»
1. Беседа по вопросам § 76.
– Какое отношение к теме урока имеют слова объяснительного диктанта? (Чтобы правильно написать эти слова, необходи мо знать их строение, то есть уметь быстро делать разбор слова по составу.)
2. Самостоятельная работа.
Задание: выполнить словообразовательный разбор и разбор слов по составу.
1-й вариант – первые пять слов объяснительного диктанта; 2-й вариант – вторые пять слов.
Представители каждого из вариантов выполняют разбор одного из слов на доске.
3. Слово учителя.
Если вас попросят подобрать слова с корнями -дуб- или – xqd -, вы, конечно, легко справитесь с заданием. (Ученики называ ют примеры.)
Попробуем усложнить задание. Подберите слова с корнями -пт- и -й-. Запишем эти корни на доске.
Подсказка:
Найти ответ непросто, надо подойти с другой стороны, уйти от стереотипов, пойти нестандартным путем.
– Догадались? Ответ содержится в вышесказанной фразе. Сло
ва найти, подойти, уйти, пойти как раз и содержат искомый
корень -й-.
Слова с корнем -пт- ученики найдут сами: птица, птенец, пта ха, птичник, птичий.
III. Выполнение упражнений
Упражнения 435,436: по вариантам с последующей взаимо проверкой и обсуждением спорных вопросов.
Упражнение 437: устно.
Упражнение 438: самостоятельная работа.
Домашнее задание
Упражнение 439.
§ 77: вопросы на с. 196.