Цель:
Познакомить с составом числа 11,соответствующими случаями сложения и вычитания. Закрепить изученные приемы вычислений.
Наглядность: диск «Птичьи голоса», таблицы состав чисел, рисунки «сосна, ель, еж, филин, соловей», цветы лесные, цифры, рисунки яблок – красные и зеленые. Красная книга, карточка «фитонциды», цифры, сигнальные карточки.
Ход урока
I. Вступление
(На доске висит картина «Лес»)
– Сегодня мы совершим небольшое путешествие в лес, чтобы узнать полезное и интересное. Давайте прочитаем, что сказано про лес. (Чтение выражения на карточке:
«Лес – наше богатство».)
– Лес украшает нашу планету. Он дает свежий воздух. В лесу много ягод, грибов, орехов. Это дом для животных. Его надо беречь и охранять.
– Как будем вести себя в лесу? (Ответы детей)
II. Минута чистописания
– Как вы думаете, а сумка нам нужна? (Да)
– А что же в сумке?!
В сумке ручка и резинка.
И красивая картинка.
В сумке книга и тетрадь.
Сможешь все ты сосчитать.
Это будет ровно… (пять)
– Поставьте на наборное полотно цифру 5.
– Возьмите любую другую цифру и скажите, куда поставите, левее или правее числа 5.
Учитель вывешивает карточки с нужными цифрами и показывает образец письма на доске.
– А теперь красиво запишите эти цифры.
III. Устный счет.
– Даже знакомый, давно исхоженный лес таит в себе много загадок.
– Как вы себе представляете лес? (ответы детей)
– Лес – это множество деревьев, растущих вместе. Деревья и кустарники выделяют особые оздоровительные вещества – фитонциды. (Выставить карточку с этим словом.) Легко дышится в хвойных лесах.
– Какие деревья относятся к хвойным? (Ель, сосна, пихта, можжевельник)
Игра «Вырасти елочку»
На развитие знания состава чисел в пределах 10.
– Учитель рисует на доске числовые «елочки». На верхушке елочки написано число, состав которого будет повторяться. Учащиеся записывают на ветках числа, которые в сумме дают число, записанное на верхушке.
Вставь пропущенные числа. 6+4+?= 12-2-?= 8+?+7= 17-?-3=
2. Игра «Сосчитайка»
– Смотрите-ка, ребята, сколько цветов на поляне. Давайте полюбуемся ими.
Незабудка, фиалка, колокольчик, ветреница, калужница, гвоздика, герань луговая, ландыш, пролеска, рябчик русский.
– Сколько всего цветов? (10)
– Какой по счету желтый цветок – калужница? (5)
– Между какими числами стоит ландыш? (7 и 9)
Ландыш – лекарственное растение. Из него изготавливают лекарство для больных со слабым сердцем.
– Сколько синих цветов?
– Сколько белых? Каких больше и на сколько?
– Кто запомнил, как называется десятый цветок? (Рябчик русский)
– Этот цветок занесен в Красную книгу. (показ книги) Он находится на грани исчезновения.
– Можно ли рвать в лесу цветы? (нет)
– Цветы в лесу рвать нельзя. Их нужно беречь и охранять.
3. Решение примеров
– Между цветов затерялись примеры. Прочитайте их по-разному и решите.
3-1 |
6+2 |
5-2 |
||
7+2 |
8-1 |
4+2 |
4. Физминутка для глаз
IV. Работа над новым
1. Знакомство с новым материалом
– В начале урока я вам сказала, что в лесу много полезного и интересного. Что же лес таит в себе? Отгадайте загадку:
Само с кулачок,
Красный бочок,
Потрогаешь – гладко,
А откусишь – сладко. (яблоко)
– В лесу тоже растут яблоки. Как они называются? (Лесные дикие яблоки.)
Используется наборное полотно с двумя рядами карманов, по 10 карманов в каждом ряду.-Мы сегодня будем решать новые примеры.9 яблок и 2 листочка.-Сколько всего яблок и листочков? И т.д.
Запись: 9+2=11
9+1+1=11
«К 9 нужно прибавить 2.Мы прибавляем по частям. Сначала прибавили 1.Получили 10,Потом прибавили еще 1,Получилось 11.Всего к 9 мы прибавили 2.Значит,к 9 прибавить 2,получится 11»
(аналогично работа ведется с вычитанием)
Запись:11-2=9
11-1-1=9
2. Физминутка «Гриша», «Маша»
3. Закрепление нового материала стр.24 № 2
Работа у доски и на месте.
– А кто в лесу любит яблоки? (показ рисунка ежа)
Еж – небольшой зверек, у него короткие ножки, тело сверху и с боков покрыто иглами и шерстью. Днем он спит, а ночью бродит в поисках корма. А пищей ему служат жуки, птицы, гадюка. Осенью он охотно поедает ягоды, желуди и сочные плоды. У него есть враги – филин и лисица. (показ рисунков)
Проверка на доске.
.(решение примеров с ответом 11,10)
– Назовите врагов ежа. (Филин и лисица)
Враги ежа не съедят, если вы правильно решите уравнение.
х+6=11 х-9=2 11-х=9
V. Повторение пройденного материала.
1. Решение задач
Прослушивание диска «Пение птиц»
– Чьи это голоса?
– Лес – одно из основных сред обитания птиц. В любое время года больше всего пернатых, так называют по-другому птиц, встречается в лесу.
1) У филина (показ рисунка) в прошлом году было 7 птенца, а в этом году – 4 птенца. Сколько птенцов вывел филин в прошлом и в этом году?
Один ученик работает у доски, остальные на месте. Проверка. Прочитать разными способами (сигнальные карточки).
7+4=11 7+3+1=11
2) На рябине сидело 11 соловья (показ рисунка). 2 соловья улетело. Сколько соловьев осталось?
Проверка: (сигнальные карточки).
11-2=9
11-1-1=9
2. Воспитательный момент
– Ребята, а вы любите птиц? Как к ним нужно относиться? (Они украшают планету. С ними весело. Птицы приносят пользу, поедая вредных насекомых.)
VI. Итог
– Нам пора возвращается из леса. Понравилось ли вам путешествие?
– Что нового вы узнали?
– Молодцы! Вы хорошо потрудились на уроке!