Цели: отрабатывать умение строить координатные оси, отмечать точку по заданным ее координатам, определять координаты точки, отмеченной на координатной плоскости, навык решения уравнений; формировать умение решать текстовые задачи; развивать интерес к изучению математики, логическое мышление.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Устный счет
1. Определите координаты точек.
(На доске начертить координатную плоскость, отметить 5 точек.)
— В каких координатных углах находятся данные точки?
2. С корабля надо высадить 50 пассажиров. Какое наименьшее количество семиместных лодок понадобится, чтобы всех пассажиров доставить на берег? (8 семиместных лодок.)
3. Найдите значение выражений:
а) 35 · 11; б) 71 · 11; в) 52 · 11; г) 84 · 11.
4. Сумма двух чисел равна 165. Если в большем числе отбросить справа один нуль, то числа окажутся равными. Какие это числа? (150 и 15.)
5. К школьному завтраку надо 13 арбузов одного размера разрезать на 42 одинаковые порции. Как это сделать, не разрезая ни одного арбуза больше чем на 7 частей?
(Ответ: ответ содержится в равенстве .)
(Оно указывает на то, что каждый из шести арбузов надо разделить на 7 частей, а каждый из остальных семи арбузов разделить на 6 частей, тогда получится 42 части одного объема и 42 части другого. Каждый ученик получит по одной части каждого из двух объемов.)
III. Индивидуальная работа
1 карточка
2 карточка (для более подготовленных учащихся)
IV. Сообщение темы урока
— Сегодня на уроке мы будем строить координатные оси, отмечать точку по заданным ее координатам, определять координаты точек, отмеченных на координатной плоскости.
V. Работа над задачей
№ 1415 (2) стр. 248 (самостоятельно, взаимопроверка).
Решение:
4) 100 — 85 = 15% израсходовали
5) 15% = 0,15
6) 30 : 0,15 = 500 (л.)
(Ответ: 200 листов было в пачке.)
VI. Закрепление изученного материала
1. Укажите четверть, в которой абсцисса точки принимает отрицательные значения, а ордината — положительные значения.
— Постройте на координатной плоскости произвольно несколько точек, расположенных во второй четверти. Запишите их координаты.
2. № 1393 стр. 246 (самостоятельно, взаимопроверка).
— Как называют пару чисел, определяющих положение точки на плоскости? (Координатами точки.)
— Как называют первое число? (Абсцисса.)
— Как называют второе число? (Ордината.)
3. № 1396 стр. 246 (устно, показать на модели координатной плоскости).
(Ответ: на прямой, перпендикулярной оси абсцисс и проходящей через точку (4; 0) (или на прямой, параллельной оси ординат и проходящей через точку (4; 0)); на прямой, перпендикулярной оси ординат и проходящей через точку (0; -1) (или на прямой, параллельной оси абсцисс и проходящей через точку (0; -1)).)
VII. Физкультминутка
VIII. Повторение изученного материала
1. Решите уравнения (самостоятельно, взаимопроверка):
а) 4х + 12 = 3х + 8; б) 0,3 · (5х – 7) = 3 · (0,2х + 3,2).
2. Запишите программу выполнения действий: а + b · с3 : d — е + f — k2.
3. № 1411 стр. 248 (на доске и в тетрадях).
— Чему равна длина окружности? Запишите формулу.
С = 2πr
— Чему равен радиус окружности, если известна длина окружности?
(Ответ: 1 мм; 0,5 см; 0,01м.)
IX. Самостоятельная работа
Вариант I
1. Отметьте на координатной плоскости точки А (-3; 1); D (-5; 0); С (0; -2); К (3; 0); N (0; 2); М (-4; -5).
2. Определите координаты точек А, С, К, N. (Начертить на доске координатную плоскость или показать на модели).
Вариант II
1. Отметьте на координатной плоскости точки А (-3; 0); D (6; 0); С (0; 3); К (-3; 5); N (0; -2); М (-2; -3).
2. Определите координаты точек В, D, L, М. (Начертить на доске координатную плоскость или показать на модели).
X. Подведение итогов урока
— Сколько чисел нужно знать, чтобы задать положение точки на координатной плоскости?
— Как называют пару чисел, определяющих положение точки на плоскости?
— Как называют первое число?
— Как называют второе число?
— Где в жизни мы сталкиваемся с координатной плоскостью?
— Чему равна ордината, абсцисса точки А (-1; -4), В (2; -3)?
Домашнее задание
№ 1418 стр. 248, № 1422, 1421 (б), 1424 (б) стр. 249.