Цели урока: познакомить с изменениями климата во времени, раскрыть влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность людей и влияние человеческой деятельности на климат, убедить в необходимости бережного отношения к климатическим ресурсам.
Средства обучения: климатическая карта мира и карта климатических поясов.
Основные представления и понятия: изменение климата во времени в результате воздействия природных факторов и деятельности человека; влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность людей.
План урока (методы, приемы, формы учебной деятельности)
1. Причины изменения климата во времени
Рассказ учителя. Как ученые устанавливают причины изменения климата во времени, научные теории и гипотезы.
Сообщения учащихся. Опережающее задание на основе сообщений печати и анализа географических источников информации.
2. Влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность людей
Беседа. Как климат влияет на обеспечение человека продуктами питания, в каких климатических поясах наиболее благоприятные условия жизни для человека? Как климат отражается на характере одежды людей, типе питания, форме жилищ и т. д.?
3. Влияние деятельности людей на климат
Рассказ учителя. Отрицательное и положительное влияние человека на климат; примеры.
Беседа. Привести доказательства о том, что климат большого города отличается от климата территорий, расположенных за пределами города.
Закрепление изученного
Почему люди уделяют большое внимание погоде и климату?
В чем причины естественного изменения климата?
В каких видах хозяйственной деятельности особенно сильно проявляется влияние климата?
На какие климатические пояса приходится наибольшая плотность населения? Почему?
Домашнее задание (по выбору)
Творческие задания (по выбору)
Объявления и информация для учащихся
Комментарий к уроку
Работа учащихся на уроке (коллективная)
Работа учащихся на уроке (индивидуальная)
Материалы к следующему уроку