Цель урока : обогатить представления учащихся о дружбе между мальчиками и девочками; способствовать формированию между мальчиками и девочками дружеских отношений, основанных на принципах доверия, взаимоуважения, помощи.
Методы: беседа, рассказ, объяснение, работа с книгой, практическая работа, игра, упражнение.
Ресурсы: х рестоматия, тетрадь «Моя помощница», фотографии детей от рождения до разных возрастов; картинка, листы ватмана, фломастеры.
Круг радости
Учитель и дети становятся в круг. Учитель предлагает всем мальчикам и девочкам поздороваться друг с другом способом, принятым в различных странах мира. При этом учитель называет страну и форму приветствия. Дети выполняют действия, названные учителем:
в Казахстане принято пожимать друг другу руки;
в Италии – горячо обниматься.
в Бразилии – хлопать друг друга по плечу;
в Зимбабве – трутся спинами;
в Македонии – здороваются локтями;
в Никарагуа – приветствуют друг друга плечами;
у австралийских аборигенов принято тройное приветствие: хлопнуть в ладони, подпрыгнуть, толкнуть бедром и т.д.
Учитывая, что данная игра снимает эмоциональное напряжение и настраивает мальчиков и девочек на дальнейшее общение, учитель может предложить детям пофантазировать и изобрести свой способ приветствия между девочками и мальчиками класса.
Групповая работа
Учитель заранее просит детей приготовить принесенные фотографии, где они сняты в младенческом возрасте .
– А теперь угадайте, где на фотографиях мальчики, а где – девочки?
Как вы думаете, в раннем детском возрасте просто отличить мальчиков от девочек?
Размышления детей. Учитель предлагает детям разложить фотографии, где они сняты в дошкольном возрасте.
– Скажите, легче ли теперь вам отличить мальчиков и девочек? Почему?
Ответы детей.
Учитель предлагает детям посмотреть друг на друга.
– Как и по каким признакам вы можете отличить мальчиков от девочек?
Ответы детей.
– А теперь представьте себя взрослыми и расскажите, почему нельзя будет перепутать взрослых мальчиков и девочек?
Игра «Вспомним самое интересное»
Учитель предлагает детям называть какие-то действия, а те, к кому это относится, должны будут встать . Эти действия могут относиться как к настоящему, так и к будущему детей.
Итак, встаньте, пожалуйста, те
– кто занимается спортом;
– кто занимается художественной гимнастикой;
– кто занимается борьбой;
– кто играет с куклой Барби;
– кто любит хоккей;
– кто любит аэробику;
– кто умывается по утрам;
– кто по утрам будет брить бороду;
– кто по утрам будет накладывать макияж;
– кто будет нянчить ребенка;
– кто пойдет в армию;
– у кого будет красивое свадебное платье;
– кто любит опрятную одежду;
– кто будет учиться в институте;
– кто любит животных и т.д.
Учитель акцентирует внимание на том, что есть занятия, которые присущи и мальчикам, и девочкам. Есть вещи, характерные только для мальчиков или чаще всего для мальчиков, только или чаще всего для девочек.
Упражнение «Вот он (она) – Я»
Детям предлагается за 3-5 минут обратить внимание класса на себя. Сложность задачи состоит в том, что мальчики и девочки должны выполнять это задание одновременно. Игра проходит оживленно. По истечении установленного времени проводится опрос участников о том, кого они заметили за эти 3-5 минут групповой работы. Затем анализируются методы и приемы, которыми пользовались «замеченные» участники для привлечения к себе внимания.
Игра «Любопытные»
– Давным-давно, когда нас с вами еще не было на свете, на Земле существовало только два государства. В одном государстве жили маленькие красавицы. А в другом государстве жили смелые и сильные люди. Как вы уже догадались, дети, в одном государстве жили только девочки, а в другом – мальчики. В этих государствах царило правило: жителям одного государства не разрешалось смотреть на жителя другого государства. Но девочкам и мальчикам хотелось общаться и играть друг с другом. И поэтому они тайком бегали к речке.
Дети делятся на две группы: мальчики и девочки. Они показывают, как девочки и мальчики выглядывают из-за деревьев, смотрят на другую сторону реки.
Побеседуем
– А знаете, ребята, что некоторые мальчики стесняются своей дружбы с девочками. Они никак не могут понять, что помогая девочкам, защищая их, они становятся рыцарями. И девочки при этом начинают чувствовать себя настоящими принцессами.
А как, по-вашему, мальчик должен относиться к девочке?
Размышления детей.
– А теперь, дети, посмотрите на картинку.
Учитель демонстрирует картинку (можно предложить другие вариации картин на заданную тему), на которой изображены идущие мальчик и девочки, на пути у них канавка. На этой картинке мальчик сам перепрыгивает через канавку и идет дальше, не обращая внимания на девочку. А на второй картинке – мальчик помогает девочке перепрыгнуть через канаву.
– Расскажите, где мальчик поступил правильно?
– Как можно назвать такой поступок мальчика?
– Как вы думаете, стыдно ли мальчикам помогать девочкам?
Размышления детей.
Упражнение «Будем знать, чтобы дружить»
Порядок работы:
1 . Учитель предлагает детям разделиться на две группы. В одной группе будут работать мальчики, а в другой – девочки. Каждая группа получает по листу ватмана, который следует разделить пополам вертикальной чертой. Детям предлагается подумать и записать на ватмане те качества, которые соответствовали бы их идеальным представлениям о девочках (для мальчиков) и о мальчиках (для девочек), которые необходимы для настоящей, крепкой дружбы между ними. По окончании работы прикрепляются к доске, списки зачитываются.
2. Учитель предлагает группам обменяться списками. Теперь каждая группа, прочитав описание идеального образа мальчика-друга и девочки-подруги, создает соответствующий портрет на второй половине ватмана. Можно посоветовать детям, что это может быть реальный портрет, а может быть и портрет – коллаж, т.е. картинка, на которой изображены предметы живого и неживого мира, символы, линии, цветовые пятна в соответствии с полученным описанием. По окончании работы группы представляют портреты.
3. Мальчики и девочки вновь обмениваются листами ватмана, т.е. девочки получают описание и портрет идеального друга-девочки, а мальчики – идеального друга-мальчика. Каждая группа сгибает лист по вертикальной линии так, чтобы был виден только рисунок. Теперь девочки рассказывают, как выглядит идеальная девочка-друг в соответствии с рисунком, а мальчики – каким представляется по рисунку идеальная подруга-девочка.
4. Заключительное обсуждение
Дети обмениваются впечатлениями о том, что нового они узнали о своих друзьях – мальчиках и девочках после занятия.
Домашнее задание
– Выполните задание 1 в тетради. Напишите синквейн-пятистишие.
Круг «От сердца к сердцу»
Учитель и дети встают в круг. Дети представляют себя жителями государства, в котором мальчики и девочки дружат друг с другом. Они предлагают такие правила, которые помогут укрепить дружбу между девочками и мальчиками.