Урок 126. УПРАЖНЕНИЕ В НАПИСАНИИ СЛОВ С ШИПЯЩИМИ НА КОНЦЕ

0
600

Цели: формировать умение распознавать существительные женского и мужского рода с шипящими на конце и правильно их писать.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Какие слова написали с мягким знаком? Почему?

III. Минутка чистописания.

На доске записаны слова: душ.., циркач.., дрож.., сыч.., матч…

– Прочитайте слова. Найдите в них общее. (Это имена существительные с шипящими на конце.)

– Какое слово лишнее? (1) Лишнее слово – дрожь, это существительное женского рода с мягким знаком на конце. 2) Лишнее слово – циркач, оно двусложное. Остальные слова односложные.)

– Составьте разные цепочки из букв, которые обозначают шипящие звуки в данных словах, и напишите целую строчку этих цепочек.

шжч жчш чшж …

IV. Упражнение в написании слов с шипящими на конце.

1. Подбор однокоренных слов. (упр. 455.)

– На что указывает мягкий знак в существительных после шипящих?

– В каких словах вы не писали мягкий знак после шипящих?

2. Чтение правила, с. 42.

3. Запись предложений под диктовку с комментированием:

Убегает мышь по сухим листьям. Тихо шепчет камыш у реки. Ландыш развернул пахучую чашечку. Весёлый луч блестит на деревьях.

4. Подбор подходящих по смыслу слов. (упр. 456.)

5. На доске записаны слова:

Мякиш.., плач, м..л..деж.., приёмыш.., теч.., малыш.., брош.., кирпич.., ц..ревич.., экипаж.., суш.., роскош…

– Прочитайте написанные слова. Распределите их на три равные группы. Каждую группу запишите в отдельный столбик, вставляя пропущенные буквы. (Слова распределяются на группы в зависимости от количества слогов в них.)

– Найдите в каждом столбике лишнее слово, подчеркните его. Обоснуйте свой ответ.

Образец записи:

плач мякиш молодёжь

течь малыш приёмыш

брошь кирпич царевич

сушь роскошь экипаж

(В первом столбике лишнее слово – плач – это существительное мужского рода (он, мой), на конце после шипящего не пишется мягкий знак. Остальные существительные – женского рода: течь (она, моя); брошь (она, моя); сушь (она, моя); на конце этих существительных после шипящих пишется мягкий знак. И т. д.)

V. Итог урока.

– Чему учились на уроке?

– На что указывает мягкий знак на конце существительных после шипящих?

Домашнее задание. Упражнение 458, правило, с. 42.