Урок 12. МЯГКИЙ ЗНАК – ПОКАЗАТЕЛЬ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ

0
509

Цель: развивать умение обозначать мягкость согласных звуков мягким знаком на конце и в середине слова.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Какие правила переноса слов вы знаете?

– Прочитайте, как вы разделили слова для переноса.

III. Минутка чистописания.

На доске записаны слова: сол.., мол.., корабл.., лос.., ден...

– Прочитайте слова. Чем они похожи? (На конце слов согласный звук звучит мягко.)

– Как вы думаете, какую букву вы будете писать на минутке чистописания? (Мы будем писать мягкий знак, он – орфограмма во всех этих словах.)

– Какое слово здесь лишнее? (Лишнее слово корабль. Оно двусложное, все остальные слова односложные, их нельзя переносить.)

кь рь бь ль … ккь ррь…

– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. (Согласные буквы лишнего слова в сочетании с мягким знаком. Количество согласных каждый раз увеличивается на одну.)

IV. Обозначение мягкости согласных звуков.

1. На доске записаны слова: медведи, журавли, кони, пни, олени, гвозди.

– Прочитайте слова.

– Измените слова так, чтобы они обозначали один предмет. Подчеркните мягкие согласные.

– Какие буквы обозначают мягкость согласных звуков? (Гласные буквы и, е, ё, ю, я и мягкий знак.)

– Встаньте, пожалуйста. Сейчас мы проведем физкультминутку. Я буду называть слова, если последний звук произносится твердо, вы приседаете, если мягко – поднимаете руки вверх.

Учитель называет слова: пень, лом, соль, сок, рот, мысль, метель, жёлудь, ель, гол, моль, ком, шест, угол, огонь, хор.

2. Работа над упражнениями 48 и 49.

3. Чтение сведений по языку на с. 24.

4. Игра «Кто больше знает слов?» (упр. 50).

Дети подбирают слова с мягким согласным звуком в конце слова и в середине.

Учитель специально обращает внимание учащихся на звук [л’], мягкость которого в середине слова всегда обозначается ь. Мягкость других согласных в середине слова может ь и не обозначаться (Костя, Настя, песня, …). Написание подобных слов нужно предупредить.

V. Итог урока.

– Какими буквами обозначается мягкость согласных звуков?

– Где стоит мягкий знак – показатель мягкости согласных звуков? Приведите примеры.

Домашнее задание. Упражнение 51.