Урок 115. РОДОВЫЕ ОКОНЧАНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

0
466

Цель: познакомить учащихся с окончаниями существительных мужского, женского и среднего рода в единственном числе.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Расскажите стихотворение Пушкина.

– Назовите имена существительные, определите их род.

III. Минутка чистописания.

На доске записаны буквы: г к у в р о.

– На какие две группы можно поделить данные буквы? (На гласные и согласные.)

– Назовите группу согласных. (г, к, в, р.)

– Какая буква здесь лишняя? Почему? (1) Здесь лишняя буква – к, обозначает глухой звук. Остальные буквы обозначают звонкие звуки. 2) Лишняя буква – р, она не относится к парным согласным. Остальные согласные имеют пару.)

– Уберите из цепочки букву р, не имеющую пары. Какую букву нужно добавить в эту цепочку? Почему? (Буквы г–к обозначают парные звуки, буквы в–ф тоже обозначают парные звуки. Значит, нужно добавить в цепочку букву ф.)

гквф вфгк гквф …

– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.

IV. Словарно-орфографическая работа.

На доске изображен рисунок:

– Вставьте недостающую букву в этот рисунок, и вы прочитаете слово, с которым мы познакомимся сегодня на уроке.

– Какое слово вы прочитали? В чем секрет чтения? (Сегодня мы познакомимся со словом яблоко. Оно читается против часовой стрелки.)

– Что такое яблоко? Назовите его родовое понятие. (Яблоко – это плод дерева яблони.)

– Назовите его существенный признак. (Яблоко обычно имеет круглую форму.)

– Скажите полностью, что такое яблоко. (Яблоко – это плод яблони, который обычно имеет круглую форму.)

– Не только плод яблони называют яблоком, но и некоторые другие предметы. Например, тело глаза – глазное яблоко, сердцевина в мишени для стрельбы в цель – яблочко (попасть в яблочко); кадык – адамово яблоко; символ императорской власти – державное яблоко. Многообразие значений этого слова объясняется тем, что яблоко – один из древнейших плодов на земле, а яблоки растут почти повсюду. На Руси яблоко упоминается в летописях XI века. Существует мнение, что слово яблоко в древнерусском языке означало шар.

Найдите слово яблоко в орфографическом словаре, напишите его, определите СУО.

– Запомните написание этого слова.

– Когда так говорят?

Яблоку негде упасть. (Тесно.)

Яблоко раздора. (Это то, что приводит к ссоре.)

Конь в яблоках. (Так говорят о лошади, если у нее шерсть с темными круглыми пятнами.)

Как румяное яблоко. (Очень красиво.)

Яблоко от яблони недалеко падает. (Говорят про того человека, чьи плохие поступки повторяют поведение его отца, матери.)

– А какое слово можно собрать из рассыпанных букв?

Учитель предлагает учащимся игру «Собери слова из рассыпанных букв», например, из букв в, о, к, р, у, г можно собрать слово вокруг.

– Найдите это слово в орфографическом словаре, запишите его, определите СУО.

вокрэг

– Запомните написание этого слова.

– Слово вокруг означает «в окружности, кругом чего-нибудь». Придумайте (устно) предложения с этим словом.

V. Наблюдения над окончаниями существительных.

– Назовите имена существительные мужского рода.

Дети называют, а учитель отбирает несколько слов, чтобы среди них были слова с нулевым окончанием и с окончаниями -а, -я. Учитель записывает эти слова в столбик на доске, а дети в тетрадях: школьник, ученик, строитель, трамвай, дедушка, дядя.

Аналогично проходит работа с существительными женского рода (зима, книга, лошадь, площадь, малина, тетя) и существительными среднего рода (окно, золото, море, горе, решето, солнце).

– Найдите в словах окончания. Сравните окончания существительных в первом столбике, во втором и в третьем столбиках.

– Какие окончания у существительных мужского рода? Женского рода? Среднего рода? (Целесообразно особо подчеркнуть, что у существительных среднего рода окончания -о, -е.)

VI. Упражнения в определении рода имен существительных, выделение окончаний. (упр. 416–418.)

VII. Итог урока.

– Чему учились на уроке?

– Какие окончания у существительных мужского рода? Женского рода? Среднего рода?

Домашнее задание. Упражнение 419.