Ц е л и: развивать умения распознавать в предложении однородные члены, связанные при помощи союзов или интонации перечисления; ознакомить с постановкой запятой между однородными членами.
Х о д у р о к а
I. Орфографическая минутка.
Учащиеся под диктовку записывают слова:
Доблестный, звездный, праздник, лестница, устный, солнце, чувство, радостно, ненастный, здравствуй, поздно, опасно, интересный.
– Какая орфограмма объединяет эти слова?
II. Актуализация опорных знаний.
Зрительно-слуховой д и к т а н т.
Н а д о с к е записан текст. Учитель выразительно читает.
Тут он в точку уменьшился,
Комаром оборотился,
Полетел и запищал,
Судно на море догнал,
Потихоньку опустился
На корабль –
И в щель забился.
А. С. Пушкин
Предварительная подготовка к написанию диктанта проводится по вопросам:
– Из какой сказки этот отрывок и кто ее автор?
– Где подлежащее в этом предложении?
– Какие члены предложения являются однородными? Сколько их?
– Как связаны между собой однородные члены предложения?
– На правописание каких слов обратим внимание?
Далее проводится зрительно-слуховой диктант с предварительной подготовкой. Текст, записанный в тетрадях, сверяется с текстом на доске.
– Подчеркните главные члены. Как между собой связаны сказуемые?
III. Формирование новых знаний.
В ы п о л н е н и е упражнения 33. Комментированное письмо.
Ученик, работающий у доски, комментируя, записывает предложение, разбирает его по членам, с помощью карточек составляет на наборном полотне схему предложения. Все учащиеся выполняют упражнения в тетрадях.
– В каких предложениях однородные члены предложения соединены союзами? Какими?
– Какую особенность при расстановке знаков препинания вы заметили?
Учащиеся делают вывод, записывают схемы на доске.
В ы в о д: Если стоят однородные члены,
Их запятой раздели непременно!
Дети рисуют, играют, сидят,
Спорят, смеются, поют, говорят.
– Прочитайте правило на с. 20.
– Верно ли мы рассуждали, составляя схему?
IV. Закрепление.
1. В ы п о л н е н и е упражнения 34 по заданию учебника.
– Почему во втором предложении однородные члены соединены союзом и, а запятая между ними не стоит? При ответе опирайтесь на правило на с. 20.
2. В ы п о л н е н и е упражнения 37 по заданию учебника.
Коллективно учащиеся составляют первое и второе предложение.
3. Т е с т.
Н а д о с к е записаны предложения с однородными членами. Учащиеся должны определить предложения, в которых между однородными членами предложения нужно поставить запятую. Ответы с номерами предложений запишите в тетрадях.
1. Ветер по морю гуляет … и кораблик подгоняет.
2. Мультфильм был не цветной … а интересный.
3. Любит кошка рыбу … но в воду лезть не хочет.
4. Булька проболел шесть недель … и выздоровел.
5. Ребята пишут … читают … решают задачи.
6. Держи голову в холоде … а ноги в тепле.
О т в е т ы к т е с т у: 2, 3, 5, 6.
V. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Когда между однородными членами ставится запятая?
– Что нужно помнить, если между однородными членами предложения стоит союз и?
домашнее задание: упражнение 36, правило на с. 20.