Цели: формировать навык сложения положительных и отрицательных чисел с помощью координатной прямой; прививать аккуратность в работе; развивать культуру выражения мыслей в устной и письменной речи.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Устный счет
1. Выполните сложение чисел:
—6,2 и 0; 0 и 3; —2,7 и 2,7; 0 и —9; —12 и 12; 1,23 и —1,23.
2. Сравните числа: а и —а.
3. Два взрослых льва и шесть львят вместе имеют массу 700 кг. Найдите массу взрослого льва, если масса одного львенка 50 кг.
III. Сообщение темы урока
— Сегодня на уроке мы продолжим складывать положительные и отрицательные числа с помощью координатной прямой, будем решать текстовые задачи, повторим модуль числа.
IV. Работа над задачей
1. № 1035 стр. 175 (самостоятельно).
— Как найти процентное отношение двух чисел?
Решение:
9 : 15 = 0,6 = 60%
(Ответ:завяло 60% срезанных цветов.)
— Как найти процентное отношение двух чисел?
Решение:
9 : 15 = 0,6 = 60%
(Ответ: завяло 60% срезанных цветов.)
2. № 1036 стр. 175 (на доске и в тетрадях).
— Какую геометрическую фигуру напоминает шкаф? (Прямоугольный параллелепипед.)
— Чему равен объем прямоугольного параллелепипеда? Сколько он имеет измерений? (3.) Запишите формулу объема.
Решение:
V = abc
1) 30% = 0,3; 250% = 2,5
2) 1,8 · 0,3 = 0,54 (м) — глубина шкафа.
3) 0,54 · 2,5 = 1,35 (м) — ширина шкафа.
4) 1,8 · 0,54 · 1,35 = 1,3122 (м3) — объем шкафа.
(Ответ: 1,3122 м3.)
V. Закрепление изученного материала
1. Запиши сумму чисел и найди ее решение с помощью координатной прямой.
— Сравните примеры 1 и 2 столбиков. Что общего? Чем отличаются? Сделайте вывод. (Переместительное свойство сложения действительно и для отрицательных чисел.)
Решение:
2. № 1023 стр. 174 (на доске и в тетрадях).
— Что значит прибавить к числу а число 2? (Значит изменить число а на 2 единицы.)
— Куда будет перемещаться на координатной прямой точка с координатой а? (Вправо на 2 единицы.)
— Что значит прибавить к числу а число —3? (Значит изменить число а на 3 единицы.)
— Куда будет перемещаться на координатной прямой точка с координатой я? (Влево на 3 единицы.)
3. № 1024 стр. 174 (устно).
(Ответ: точка с координатой а.)
4. № 1025 стр. 174 (на доске и в тетрадях).
— Сравните, как изменялась температура по отношению к первоначальной.
(Ответ: 1 °С; -1 °С; 0 °С; -5 °С; 3 °С; -6 °С.)
VI. Физкультминутка
VII. Повторение изученного материала
1. № 1028 стр. 174 (на доске и в тетрадях).
— Запишите, чему равны модули координат данных чисел.
Ответы:
2. № 1030 стр. 175 (с подробным комментированием на доске и в тетрадях).
Ответы:
а) при а > 0: —а < 0; при а < 0; —а > 0; при а = 0: —а = 0;
б) при а > 0: — (—а) > 0; при а < 0; — (—а) < 0; при а = 0: — (—а) = 0.
3. № 1301 стр. 175 (устно).
VIII. Самостоятельная работа (5—7 мин)
Вариант I
С помощью координатной прямой сложите числа:
1) 4 и —6; 2) 0 и 4;
3) —3 и —1; 4) —5 и 5;
5) —2 и 3; 6) —3 и 0.
Вариант II
С помощью координатной прямой сложите числа:
1) —3 и —2; 2) 0 и 2;
3) 4 и —1; 4) —6 и 6;
5) —3 и 2; 6) —5 и 0.
IX. Подведение итогов урока
— К числу а прибавили число b; как изменится число я, если b положительное, если b отрицательное, если b = 0?
— При прибавлении положительного числа куда передвигаемся по координатной прямой? А при прибавлении отрицательного числа?
Домашнее задание
№ 1039 (д-з) стр. 175; № 1041, 1042 (б) стр. 176.