Ц е л ь: добиться усвоения учащимися знания о членах предложения, которые могут быть выражены местоимениями.
Х о д у р о к а
I. Орфографическая минутка.
Павлиньи перья, кружились у пчельника, у Дарьи тюльпаны, вязать платье, шалунья Марья, друзья Ильи, воробьиное чириканье, нельзя гулять, вьются над мальвой.
II. Актуализация опорных знаний.
– Какие местоимения вы знаете?
– Исправьте ошибки в таблице:
– Определите лицо и число местоимений:
в а р и а н т I
д а, ну, он, но, вы, взо, ух, я, ты, при, они, без, мы.
в а р и а н т II
Вос, они, у, я, над, она, обо, оно, со, он, и, мы, ты.
В з а и м о п р о в е р к а.
III. Формирование новых знаний.
1. В ы п о л н е н и е упражнения 11 на с. 32 по заданию учебника.
– Какой частью речи выражено подлежащее во втором предложении?
2. Упражнение 12 на с. 32 учащиеся выполняют устно, по заданию учебника.
3. Упражнение 13 на с. 33 выполняется на доске.
– Какой частью речи выражено подлежащее в каждом предложении?
– Выполните дополнительное задание к упражнению.
– Сделайте вывод.
В ы в о д: подлежащее может быть выражено местоимением.
– Может ли сказуемое быть выражено местоимением? (Вопрос-ловушка.)
– А определение? Почему?
– А дополнение? Приведите примеры.
IV. Самостоятельная работа.
– Напишите предложения под диктовку.
– Выделите грамматическую основу.
Человек идет по лугу и спугивает сотни кузнечиков и жучков. Ласточка уже не ищет их в траве. Она летает около человека и ловит их на лету.
– Надпишите части речи над главными членами предложения.
V. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
Домашнее задание: упражнение 14, с. 33.