Тема: Статистические характеристики.
Цели урока: объяснить правила построения столбчатых и круговых диаграмм; рассмотреть решение задач по статистике повышенной трудности; проверить умение находить статистические характеристики. В течение урока развивать у учащихся навык нахождения статистических характеристик и умение строить диаграммы различных видов.
Ход урока:
1. Организационный момент. (2 мин.)
2. Индивидуальный опрос. (10 мин.)
К доске вызвать трех учеников, для работы по карточкам.
Карточка 1. Каждый из 12 участников соревнований по стрельбе произвел по 10 выстрелов. Отмечая каждый раз число попаданий в цель, получили следующий ряд данных: 6, 5, 5, 6, 8, 3, 7, 6, 8, 5, 4, 9. Найдите для этого ряда среднее арифметическое, размах ряда и моду. Что характеризует каждый из этих показателей? |
Карточка 2. Участник соревнований по стрельбе сделал 10 выстрелов, получая за каждый выстрел балл из 10 возможных баллов, получили следующий ряд данных: 7, 7, 9, 8, 6, 4, 10, 9, 9, 10. Найдите для этого ряда среднее арифметическое, размах ряда и моду. Что характеризует каждый из этих показателей? |
Карточка 3. Участник соревнований по стрельбе сделал 10 выстрелов, получая за каждый выстрел балл из 10 возможных баллов, получили следующий ряд данных: 6, 7, 9, 8, 6, 7, 8, 8, 9, 8. Найдите для этого ряда среднее арифметическое, размах ряда и моду. Что характеризует каждый из этих показателей? |
Остальные в этот момент решают в тетрадях задание № 121.
На решение дается 5 минут, после чего проверяются задачи на доске. После проверки задач ученики сравнивают результаты участников из 2-ой и 3-ей карточек, выясняя, кто из участников победил и по какой характеристике лучше судить соревнования. Затем проверяется устно задание № 121.
3. Новый материал. (10 мин.)
После работы с диаграммой из задания № 121, обсудить правила построения столбчатой диаграммы и построить совместными усилиями на доске и в тетрадях диаграмму по условию задачи.
В течении двух кварталов отмечалось посещение бассейна по месяцам: январь – 685 человек, февраль – 790 человек, март – 1005 человек, апрель – 1560 человек, май – 1000 человек, июнь – 2545.
Затем объяснить правила построения круговой диаграммы и построить на доске такого вида диаграмму по условию задачи.
В классе 36 человек, из них 20 человек – хорошисты, 5 – отличники, а остальные троечники.
Сравнить два вида диаграмм, и обсудить когда и какого вида диаграммы применяются.
4. Решение задач. (18 мин.)
Решить задачи – исследования и сделать соответствующие выводы по заданиям № 122, 123, 124.
Так же разобрать следующие задачи:
1) В ряду чисел 3,8,15,30,_,24 пропущено одно число. Найдите его, если среднее арифметическое ряда равно 20; если размах ряда равен 30; мода ряда равна 8.
2) Относительно трех чисел известно, что среднее арифметическое первых двух равно 25, а среднее арифметическое всех трех чисел – 30. Чему равно третье число?
3) Задачи № 120, 115.
5. Подведение итогов. (3 мин.)
6. Домашнее задание. (2 мин.)
Ответить на вопросы для повторения к главе, письменно ответить на вопросы 3, 4, 5, 6.
Решить задание № 119 (построить два вида диаграмм).