Урок 18 Тема: ЖЕНСКИЙ ОБРАЗ РУССКИХ СКАЗОК. ВЫРАЖЕНИЕ ХАРАКТЕРА ЧЕЛОВЕКА В ИЗОБРАЖЕНИИ

0
915
алгоритмы

Вид занятий: рисование по представлению образов сказочных персонажей (женщин), контрастных по характеру.

Цели и задачи: закрепление навыков правильной организации рабочего места, аккуратности, точности; развитее эстетического отношения, творческого воображения.

Оборудование урока: гуашь или пастель (мелки), гра­фические материалы, бумага, фотографии.

Зрительный ряд: слайды и репродукции картин: В. Васне­цов «Аленушка», «Три царевны подземного царства», «Иван царе­вич на Сером волке», «Ковер-самолет», М. Врубель «Царевна-Лебедь», «Царевна Волхова» (Н. И. Забела-Врубель в роли Волхо-вы), К. Сомов «Язычок Коломбины», Ф. Малявин «Вихрь», Б. Кус­тодиев «Купчиха», «Масленица», «Ярмарка», Ф. Левицкий «Порт­рет дочери Агаши в русском костюме», В. Боровиковский «Портрет Е. Н. Арсеньевой», И. Билибин «Вологодская девушка в праздничном наряде», Н. Рерих «Снегурочка», А. Архипов «Порт­рет крестьянки», Рембрандт «Портрет старушки».

Литературный ряд:. «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина, загадки, сти­хотворения, сказка «Морозко».

Ход урока

I. Организация класса.

Проверка отсутствующих, готовности к уроку.

II. Беседа по теме урока.

Когда художник изображает человека, то мы, как правило, мо­жем понять не только, кто этот человек, но и добрый он или злой, ласковый и суровый, т. е. какой он, какой его характер. Когда со­здается образ доброй царевны, то художник воспевает ее нежность, приветливость, стройность, улыбку и доброту. А изображая злую, он стремится показать ее жадность, коварство, леность.

Стихотворения:

За морем царевна есть,

Что не можно глаз отвесть:

Днём свет Божий затмевает,

Ночью землю освещает,

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава.

Из «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина

Правду молвить, молодица

Уж и впрямь была царица:

Высока, стройна, бела,

И умом и всем взяла;

Но зато горда, ломлива,

Своенравна и ревнива.

Ей в. приданое дано

Было зеркальце одно;

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело.

С ним одним она была

Добродушна, весела,

С ним приветливо шутила

И, красуясь, говорила:

«Свет мой, зеркальце, скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»

И ей зеркальце в ответ:

«Ты, конечно, спору нет;

Ты, царица, всех милее,

Всех румяней и белее».

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

Из «Сказки о мёртвой царевне» А. С. Пушкина

Смотрим иллюстрации о русском национальном костюме. Красавицы в женских нарядах напоминают героинь русских на­родных сказок: Василису Прекрасную и Марью Моревну. «Лебё­душка, утушка-голубушка, красна-девица» – так ласково называ­ли в народе прекрасных русских женщин, воспевая их в песнях и сказках.

– Вы, наверное, видели такие одежды в музее или в театральном представлении, кинофильмах, на иллюстра­циях в книгах. В народе из­давна к праздникам готови­лись заранее. Особенно тщательно подбирали наряд.

Ответьте на вопросы:

1) Какие главные части женского народного костюма (сарафан, рубаха, душегрея, головной убор – корона, венец, кокошник) изображены на ил­люстрациях? Назовите их.

2) Что тебе понравилось в ансамбле народного женского КОСТЮма? Объясни почему.

III. Работа над заданием.

Задание: изобразить противоположные по характеру ска­зочные образы (Царевна Лебедь и Баба Бабариха, Золушка и Ма­чеха и др.).

Класс разделить на две группы: одни изображают добрых, дру­гие – злых персонажей. При наличии дополнительного урока дети изображают противоположные по характеру образы тем персона­жам, что делали на прошлом уроке (по женскому образу). Нецеле­сообразно всему классу давать задания изображать только добрых или только злых героев, так как не с чем будет сравнивать – не бу­дет хватать противоположных образов.

Помните: цветовые сочетания могут помочь рассказать о ха­рактере героя и выразить отношение художника к нему. Поэтому злой образ изображаем в холодной и темной цветовой гамме (хо­лодные + черная), а добрый – в теплой и светлой (теплые + белая). Рисуем портрет: либо по пояс, либо в рост.

Загадки:

На ночь два оконца сами закрываются,

А с восходом солнца сами открываются. (Глаза.)

Между двух светил

Я в середке один. (Нос.)

Не сеют, не сажают, Сами вырастают! (Волосы.)

Красные двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей.

И мясо, и хлеб – всю добычу мою –

Я с радостью этим зверям отдаю. (Губы, зубы, рот.)

Живет мой братец за горой,

Не может встретиться со мной. (Глаза.)

Выполнив рисунки, скомпонуем попарно, дадим название ра­ботам. Умение подобрать название к своей работе – тоже важное умение художника.

IV. Итоги урока.

Экспресс-выставка (по рядам). Дети выходят к доске и показы­вают работы остальным.

Требования к работам:

– соразмерная компоновка в листе (горизонтально расположен­ном, вертикально);

– хорошее владение художественными материалами;

– аккуратность исполнения;

– интересный сюжет, выразительное сочетание материалов;

– завершенность;

– наличие названия.

Общая оценка успешности работы.

Домашнее задание: вспомнить изображения в искусстве противоположных женских образов; оформить выставку из работ, выполненных на уроках 17, 18.