Урок 13 Тема: «КРУЖЕВНЫЕ УЗОРЫ». УКРАШЕНИЯ И ФАНТАЗИЯ

0
891
информация

Вид занятия: работа в технике «гратташ» (процарапывание).

Цели и задачи: дать представление об отражении элементов природы в произведениях художников, о свободном фантазирова­нии на тему узоров, об украшении заданной формы узором с ис­пользованием природных мотивов; знакомство с народными худо­жественно-декоративными промыслами; формирование понятий об орнаменте, его элементах, законах его организации (симметрия, ритм, условность цвета); развитие образного представления, фанта­зии; воспитание коллективистских качеств, взаимной вежливости, дисциплины, аккуратности.

Оборудование урока: желток, воск.

Зрительный ряд: слайды и фотографии кружев, бижутерии, бисерного и другого шитья, вышивок, вещи бытового назначения, декоративно украшенные, вышивка, узоры; рисунки детей; репро­дукции: Д. Левицкий «Портрет дочери Агаши в русском костюме», И. Билибин «Вологодская девушка в праздничном наряде», иллюст­рации к русским народным сказкам: М. Врубель «Царевна-Лебедь», Н. Рерих «Снегурочка», В. Васнецов «У царевны подземного царст­ва», В. Суриков «Меншиков в Берёзове».

Музыкальный ряд: различные ритмические сочетания с преобладанием повторяющегося ритма.

Ход урока

I. Организация класса.

Проверка отсутствующих, готовности к уроку.

П. Беседа по теме урока.

Мастер Украшения учится у природы, но без собственной фан­тазии невозможно создать ни одного украшения, изображения. Красоту инея, паутинок, снежинок, пены набегающей волны, роси­нок на траве художник, фантазируя, преображает и превращает в кружева и ткани, в бусы и короны, в узоры, орнаменты, украшения.

На уроке показываются украшения, изделия (кружева, бижуте­рия, вышивка и т. д.), в которых отражены уже знакомые детям элементы природы.

Мастер Украшения – это художник, который создает украше­ния для человека. Посмотрим на украшения с драгоценными кам­нями, ведь это листики и цветы с капельками росы преображены фантазией художника! Например, художник, после того как скон­струировал форму кокошника- старинного женского головного убора, придумал из листьев и цветов украшения для него. А вот рыбка – ее рисунок и сочетания цветов вдохновили художника на создание рисунка для платья.

-Рассмотрим это кружево. Какие природные формы можно увидеть в нем?

Так родилось декоративно-прикладное искусство.

Справка. Декоративное искусство (от лат. decoro – «украшаю») – один из видов пластических искусств. Декоративное искусство разделяется- на 1) связанное с архитектурой – монументально-декоративное искусство (витра­жи, мозаика, росписи на фасадах и в интерьерах, декоративная садово-парковая скульптура и т. д.); 2) декоративно-прикладное искусство (бытовые художест­венные изделия) и 3) оформительское искусство. Термин «декоративное искус­ство» широк по охвату входящих в него понятий. Оно вместе с архитектурой и дизайном формирует окружающую человека материальную предметно-пространственную среду, внося в нее эстетическое, образное начало. В декоратив­но-прикладном искусстве польза и красота всегда рядом. Предметы должны быть

не только удобны, практичны, но и красивы. Предмет должен быть вы­разителен целиком – в своей конст­рукции, пропорциях, деталях, а так­же в отделке. Расписать узорами кувшин, украсить резьбой разделоч­ную доску, связать кружевную сал­фетку, выткать узоры по ткани, узо­ры ковра – все это требует большого мастерства.

Однако декоративные произве­дения демонстрируют не только эс­тетический вкус и фантазию худож­ника. В них, как и в произведениях других видов искусства, отражаются материальные и духовные интересы людей. И хотя сегодня изделия при­кладного искусства выпускаются художественной промышленностью, они в значительной мере сохраняют национальные особенности. Все это позволяет говорить о стилевом един­стве в декоративном искусстве опре­деленной исторической эпохи.

Художественная промышлен­ность (куда относятся и народные художественные промыслы) – это массовое производство декоративно-прикладных художественных изде­лий по проектам и моделям худож­ников. К отраслям художественной промышленности относятся: художественно-текстильная промышленность, сили­катная и керамическая, производство мебели, ковров, обоев и другое. До появле­ния фабрик они осуществлялись ремесленными цехами, затем мануфактурами. В XX веке на них работают квалифицированные мастера декоративного искусства, а современная техника дает разнообразные возможности. Современные промыслы сложились на базе древнего народного искусства. Традиционные центры славятся своими изделиями и внутри страны, и за ее пределами. Наряду с мастерами, объе­диненными в традиционных центрах, существует целая армия мастеров-одиночек, следующих в своем творчестве народной традиции.

Традиционные виды народного декоративно-прикладного искусства начина­ют развиваться в новых районах, где их раньше не было. Распространение народ­ных промыслов является следствием их популярности. Поэтому отдельные города, области, края, республики стремятся создать у себя предприятия по изготовлению художественных изделий в народном характере, гордятся ими и широко реклами­руют их. И как бы далеко ни шагнула техника, как бы ни преуспевала во всех сфе­рах производства электроника, как бы ни восхваляли «умных» роботов, механиче­ские руки, – живые человеческие руки не могут оставаться без дела. Своими руками сработанная вещь, в которой можно выразить себя, свои чувства, проявитьсвои смекалку, умение и терпение, вкус, – эта вещь всегда найдет себе место среди стандартных промышленных изделий. Мастерить, фантазировать, подчинять себе материал и преодолевать его сопротивление – в этом человек проявляет свою ис­тинно человеческую сущность и в наибольшей степени ощущает себя творцом.

В нашей стране в области керамики славятся: Гжель, игрушки Дымково и Филимоно, Скопин. Резьба и роспись по дереву: Городец, игрушки Сергиев Поса­да и Богородского, Хохлома. Вышивка и кружево: Набойна. Особенно знамениты елецкие кружева, павлово-посадские платки, вязаные вещи Архангельской облас­ти, украшенные вышивкой, бисером меховые вещи, сработанные на Севере; ковры Дагестана.

В области художественного металла: каслинское литье, серебро с чернью Вели­кого Устюга, кубачинские изделия, ростовская финифть, ювелирные изделия Мсте-ры и села Красное (Костромская область), златоустовская гравюра на стали. Худо­жественные изделия из кости и камня Архангельска, Тобольска и Чукотки. Русские художественные лаки: Федоскино, Палех, Мстера, Холуй, подносы Жостово.

Россия – многонациональная страна. В ней проживают люди различных нацио­нальностей. И каждый народ имеет свое декоративно-прикладное искусство. Общей основой изделий народных мастеров, народных умельцев является их практическая направленность (посуда, полотенце, одежда, шкатулки и т. п.). Также на изделиях умельцев разных народностей есть украшения в виде орнамента. Каждый орнамент, хотя и имеет много общего с орнаментами других народов (ритмическое построе­ние, растительные и геометрические формы животного мира, общее композицион­ное решение – формат, цветовую гамму), все же отличается своими особенностями, национальным колоритом, сочетанием элементов и т. д. Большим своеобразием отличаются орнаменты народов мира. Географические особенности очень влияют на рисунок, колорит, композицию орнамента каждого народа.

III. Работа над заданием.

Задание: придумать кружево, похожее на снежинки, паутин­ки, звездочки. Украшение заданной формы (воротничок, подзор, кокошник, закладка для книги и т. д.).

Работа в технике «гратташ» (процарапывание).

Этапы выполнения задания:

1) Грунтовка листа:

– расположить лист перед собой, отчертить сверху-снизу, спра­ва-слева по 3-4 см, сделать внутреннюю рамку;

– подготовить мягкий желток (растопить воск), распределить между учащимися (по рядам, на 2-3 парты; яйца и воск свечи при­носят дети);

– загрунтовать желтком (воском) внутренний прямоугольник, промывая кисть в конце работы;

– загрунтовать 2-3 раза тушью или черной (можно цветной) гу­ашью так, чтобы не было пробелов и наслоений. Грунтовку вести быстро, аккуратно, не растирая по одному месту более 2-3 раз ки­стью до высыхания; – высушить;

– на полях – рамке – придумать сюжет будущего рисунка, сде­лав маленький эскиз в карандаше.

2) Пока грунт подсыхает, можно выполнить серию графических упражнений на отдельном листе:

– разная сила штриха;

– короткий и длинный штрих;

– разная ширина просветов между штрихами.

3) Рисунок узора выполнить процарапыванием, рисовать тон­кой кисточкой белой гуашью. Контур «изделия» обводят по трафа­рету.

Справка. Орнамент (от лат. ornanentum – «украшение») – узор, построен­ный на ритмическом чередовании, организованном расположении элементов. В зависимости от характера мотивов различают следующие виды орнаментов: гео­метрический, растительный, зооморфный, антропоморфный. По характеру компо­зиции можно выделить такие типы орнамента: ленточный (фриз, бордюр, кайма), орнамент в круге (розетта), в квадратной или прямоугольной фигуре, сетчатый. Орнамент можно нарисовать графическим материалом, написать красками, вышить или выткать из ниток, вырезать по дереву или вычеканить по металлу, его можно сплести в виде кружева, циновки. Орнамент является стилем эпохи, признаком при­надлежности произведения к данному времени и к данной стране (готику, барокко, модерн мы угадываем сразу).

Симметрия (от греч. symmetria) – соразмерность.

Гармония (от греч. hannonia) – связь, стройность, соразмерность.

Ритм (от греч. rhythmos) – чередование каких-либо элементов (звуковых, ре­чевых и т. д.), происходящее с определенной последовательностью, частотой.

Индивидуальная работа с учащимися. Анализ общих ошибок.

Требования к рисункам:

– равновесие, соразмерность;

– оправданное заполнение листа (не мелко, не крупно);

– умение работать штрихом, линией, пятном, контуром, владе­ние материалом, изобразительной техникой;

– аккуратность, не должно быть прорезов бумаги, дырок.

Справка. Способом «процарапывание» пером или острым инструментом картона или бумаги, залитых тушью, пользуются многие художники, называется такая техника – «граттаж» (от франц. – «скрести, царапать»).

IV. Итоги урока.

Экспресс-выставка. Оценка выполненных работ, отбор лучших рисунков. Уборка рабочих мест.

Домашнее задание: посмотреть в детских книжках укра­шения сказочных героев.