1. Повторение пройденного материала.
1) Проверка домашнего задания.
2) Устный ответ по карточке.
Закончи предложения:
Чтобы определить слитное или раздельное написание НЕ с прилагательным, нужно:
1. Выяснить, употребляется ли слово без НЕ. Если не употребляется, то…
2. Затем выяснить, есть ли противопоставление. Если есть, то…
3. Определить, относятся ли к прилагательному слова далеко не, вовсе не, ничуть не, нисколько не. Если относятся, то…Если не относятся, то…
2. Игра «Подбери пару».
– Сейчас я буду называть словосочетания «прилагательное + существительное». Ваша задача – подобрать к ним пару, заменив прилагательные синонимами с не.
Например, плохая погода – ненастная погода.
Рассеянный ученик, огромный успех, кратковременные дожди, молчаливый юноша, грустный вид, чужой человек, простой рассказ.
3. Работа с текстом.
На доске написан текст. Учащимся предлагается списать, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы, поставить знаки препинания. Определить, в каких прилагательных не является приставкой, а в каких – частью корня.
ЛИСА И ЕЖ
Всем ты Еж х..рош(?) и пригож(?), да вот колюч(?)ки тебе не к лицу!
А что Лиса я с колюч(?)ками (не) кр..сивый, что ли?
Да не то чтобы (не) кр..сивый…
Может, я с колюч(?)ками (не) уклюжий?
Да не то чтобы (не) уклюжий…
Так какой же я такой с колюч(?)ками-то?
Да какой-то ты брат с ними (не) с(?)едобный.
Н. Сладков
4. Упражнение 311 (комментированное письмо).
Домашнее задание: упражнение 309.