1. Лингвистическая задача.
– Какой частью речи является слово звонок?
– Можно ли без контекста определить его частеречную принадлежность?
– Составьте предложение, в котором это слово будет прилагательным.
– В форме какой степени сравнения употреблено прилагательное?
– Как лексическое значение слова помогает определить часть речи?
2. Определение темы урока.
– Итак, значение играет очень важную роль в русском языке, о нем никогда нельзя забывать. Прилагательные делятся по значению на три разряда: качественные, относительные и притяжательные.
– Запишите тему урока.
3. Работа с теоретическим материалом.
– Прочитайте теоретические сведения о разрядах прилагательных.
– Подготовьте ответ по плану:
1) что обозначают прилагательные данного разряда, примеры;
2) образуют ли степени сравнения;
3) имеют ли краткую форму;
4) могут ли сочетаться с наречиями очень, чрезвычайно, слишком?
1 ряд – качественные прилагательные;
2 ряд – относительные;
3 ряд – притяжательные.
Затем представители каждого ряда рассказывают про разряд прилагательного. Остальные ученики конспектируют запись, заполняя таблицу:
Разряды Признаки |
Качественные |
Относительные |
Притяжательные |
1) значение прилагательных |
|||
2) наличие степеней сравнения |
|||
3) наличие краткой формы |
|||
4) свойство сочетаться с наречиями очень, чрезвычайно, слишком |
– Найдите сходства и отличия между разрядами прилагательных.
4. Упражнение 290 (комментированное письмо).
– Укажите после качественных прилагательных в скобках их антоним или синоним.
5. Упражнение 294.
– Рассмотрите слова в рамке. Как различаются значения прилагательных? С каким языковым явлением мы столкнулись в начале урока, когда определяли частеречную принадлежность слова звонок? (Омонимия.)
– Найдите в тексте упражнения относительные прилагательные, характеризующие предмет по материалу. Запишите пары по образцу: золотой – из золота.
Работа проводится под руководством учителя.
– Самостоятельно выпишите остальные относительные прилагательные:
1 ряд – по месту;
2 ряд – по времени;
3 ряд – по действию.
6. Игра «Составь пару».
– Я буду называть словосочетания «существительное + существительное», а вы должны преобразовать их в «прилагательное + существительное» и записать в тетрадь.
Например: паспорт папы – папин паспорт.
1) шинель деда
2) сарафан бабушки
3) дом дяди
4) платье сестры
5) рог оленя
– Определите разряды прилагательных, выделите суффиксы.
7. Итог урока.
– Какие прилагательные могут нам указать на владельца того или иного предмета?
– Прилагательные какого разряда не имеют краткой формы?
– Прилагательные какого разряда могут иметь степени сравнения?
Домашнее задание: принести какой-нибудь небольшой предмет (игрушку, брелок и т. д.); выполнить упражнение 295.