1. Словарный диктант.
Безграничный, беспредельный, безбрежный, спокойный, тихий, мирный, безмятежный, невозмутимый, глубокий, бездонный, большой, громадный, огромный, гигантский, исполинский, колоссальный, красивее, свободнее, удобнее, слаще, мягче, легче, тверже, мельче.
2. Лингвистическая задача.
– Продолжите слова Гете, употребив прилагательное в форме простой сравнительной степени.
– Расставьте необходимые знаки препинания, объясните подчеркнутые орфограммы.
Увидев двух ссорящихся, Гете сказал
Из двух ссорящихся виновен тот кто … .
(… умнее.)
3. Игра «Кто вперед».
На доске записаны слова:
пр..ятный – с..астливый – сп..койный – удобный – ужас(?)ный – б..гатый – пр..стой – громкий – пл..хой – |
пр..красный – пр..лежный – пр..чудливый – пр..влекательный – старый – крутой – толстый – мелкий – х..роший – |
пр..зрительный – искус(?)ный – св..бодный – сухой – твердый – густой – чистый – сла..кий – мал..нький – |
Учащиеся каждого ряда по цепочке выходят к доске, образовывают от данного прилагательного простую форму сравнительной степени и вставляют пропущенные буквы. У каждого ряда отдельный столбик.
4. Определение темы урока.
– Исправьте ошибку.
В стихах А. С. Пушкина особую роль имеют сравнения.
– Какова роль сравнений в речи? Для чего они нужны?
– Сегодня на уроке мы будем изучать превосходную степень сравнения прилагательных. Запишите тему.
– Почему в слове превосходный нужно писать букву е?
5. Работа с теоретическим материалом.
– Прочитайте теоретические сведения об образовании формы превосходной степени прилагательных и заполните пустые места в формулах:
основа прилагательного + суффиксы …, … = простая превосходная степень прилагательного |
…, … + прилагательное = составная превосходная степень прилагательного |
6. Упражнения 287, 288.
7. Итог урока.
– Для чего в своей речи мы используем степени сравнения прилагательных?
Домашнее задание: упражнение 289; подготовиться к проверочной работе по теме «Степени сравнения имен прилагательных».