УРОК 7. СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. СИНТАКСИЧЕСКИЙ И ПУНКТУАЦИОННЫЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЙ

0
703
явления

1. Работа с предложением.

Ворох листь..в сухих все с..льней в..селей разг..рает(?)ся,

И тр..щит и пыла..т костер.

– Вставьте пропущенные буквы.

– Сложное или простое это предложение? Как вы определили?

– Как связаны между собой части сложного предложения?

– Объясните постановку запятой перед союзом и.

– Рассмотрите первую часть сложного предложения. Есть ли в ней однородные члены предложения? Поставьте необходимые знаки препинания.

– Рассмотрите вторую часть сложного предложения. Есть ли в ней однородные члены предложения? Нужно ли между ними поставить запятую? Обоснуйте.

2. Работа с теоретическим материалом.

– Рассмотрите алгоритм.

– На какие три пункта нужно обратить внимание при расстановке запятых в предложении?

(Представленный алгоритм составлен в соответствии с известными учащимся пунктуационными правилами, поэтому он не включает случаи постановки запятых при деепричастиях, причастных оборотах, обособленных членах и т. д.)

1. Определяю: сложное или простое предложение

Простое

Сложное

Определяю: сколько частей

в предложении

Определяю части сложного предложения запятыми

Работаю с каждой частью как с простым предложением

2. Определяю: есть ли в предложении определенные члены

Да

Нет

Действую в соответствии с правилом о постановке запятых

3. Определяю: есть в предложении обращение

Да

Нет

Выделяю его запятыми

Запятые в предложении не нужны

3. Упражнение 37.

4. Работа со схемами.

Учитель составляет схемы предложений из упражнения 36. Перед учащимися ставится задача – дать предложению характеристику по схеме (сложное/простое, вид по цели высказывания, наличие однородных членов, объяснение знаков препинания). Затем напротив каждой схемы учащиеся выписывают из упражнения соответствующее ей предложение.

5. Упражнение 39.

Домашнее задание : упражнение 38 (1-й вариант), 35 (2-й вариант); составить 5 высказываний о знаках препинания в предложениях, два из которых будут неверными, записать на отдельных листочках.