1. Работа с предложением.
Ворох листь..в сухих все с..льней в..селей разг..рает(?)ся,
И тр..щит и пыла..т костер.
– Вставьте пропущенные буквы.
– Сложное или простое это предложение? Как вы определили?
– Как связаны между собой части сложного предложения?
– Объясните постановку запятой перед союзом и.
– Рассмотрите первую часть сложного предложения. Есть ли в ней однородные члены предложения? Поставьте необходимые знаки препинания.
– Рассмотрите вторую часть сложного предложения. Есть ли в ней однородные члены предложения? Нужно ли между ними поставить запятую? Обоснуйте.
2. Работа с теоретическим материалом.
– Рассмотрите алгоритм.
– На какие три пункта нужно обратить внимание при расстановке запятых в предложении?
(Представленный алгоритм составлен в соответствии с известными учащимся пунктуационными правилами, поэтому он не включает случаи постановки запятых при деепричастиях, причастных оборотах, обособленных членах и т. д.)
1. Определяю: сложное или простое предложение |
|
Простое |
Сложное |
Определяю: сколько частей в предложении |
|
Определяю части сложного предложения запятыми |
|
Работаю с каждой частью как с простым предложением |
|
2. Определяю: есть ли в предложении определенные члены |
|
Да |
Нет |
Действую в соответствии с правилом о постановке запятых |
|
3. Определяю: есть в предложении обращение |
|
Да |
Нет |
Выделяю его запятыми |
Запятые в предложении не нужны |
3. Упражнение 37.
4. Работа со схемами.
Учитель составляет схемы предложений из упражнения 36. Перед учащимися ставится задача – дать предложению характеристику по схеме (сложное/простое, вид по цели высказывания, наличие однородных членов, объяснение знаков препинания). Затем напротив каждой схемы учащиеся выписывают из упражнения соответствующее ей предложение.
5. Упражнение 39.
Домашнее задание : упражнение 38 (1-й вариант), 35 (2-й вариант); составить 5 высказываний о знаках препинания в предложениях, два из которых будут неверными, записать на отдельных листочках.