УРОК 27. ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ

0
615

1. Проверка домашнего задания.

2. Индивидуальная работа по карточкам (устный ответ).

К а р т о ч к а 1.

– Определив корень, уясните себе смысловую разницу между словами:

Перчатка, рукавица.

Вторник, четверг.

Услуга, одолжение.

К а р т о ч к а 2.

– Найдя общий корень данных слов, установите между ними смысловую связь:

Наизусть, уста.

Племянник, иноплеменник.

Сплетни, переплетчик.

К а р т о ч к а 3.

– Докажите, что данные слова не однокоренные:

Улика, улица.

Чиркать, циркуль.

Запотелый, телодвижение.

3. Лаборатория словообразования.

Инсценировка

Слово «дом» . Надоело так жить: быть все время ДОМОМ. Хочется разнообразия. Стать, что ли, снова маленьким. Но как?

Словообразователь . Не грустите, обратитесь за помощью к суффиксам.

Суффикс «-ик-» . Если хотите, я помогу вам в этом. (Становится рядом.)

Слово «дом» (размышяя). … или больше?

Суффикс «-ище-» . Тогда уменьшительным здесь не место. Делать большим – это по моей части.

(Становится на место -ик-.)

Слово «дом» (обрадовавшись). Вот это да! Настоящее волшебство: захочу стать маленьким – стану, захочу быть большим – буду! Спасибо вам, Словообразователь.

Словообразователь . Это не меня благодарить надо, а ваших помощников.

(Все уходят.)

Исследовательская работа.

– Почему словообразователь назвал суффиксы помощниками?

– Сегодня на уроке мы узнаем об основных способах образования слов.

(На натянутую на доске нить учитель прикрепляет карточку со словом лес.)

– Какой суффикс нужно добавить, чтобы сделать лес маленьким?

(Присоединяет карточку с суффиксом -ок-.)

– Такой способ словообразования называется суффиксальным. Запишите в тетрадь схему и название этого способа.

– Какую приставку нужно добавить, чтобы из маленького леса сделать редкий лес, соединяющий лесные массивы?

(Присоединяет карточку с приставкой пере-.)

– Как называется этот способ? Запишите схему и название способа.

В это время учитель вешает карточки с корнем -един- и окончанием –ый.

– Можно ли образовать от этого прилагательного глагол суффиксальным способом? Почему?

(Учитель присоединяет карточки с приставкой со-, суффиксами -я-, -ть-.)

– Прочитайте на с. 57 учебника название этого способа образования слов. Запишите схему и название.

– Почему в слове бессуффиксный две С?

– Как вы понимаете значение этого слова?

(Учитель вешает на нитку карточки с приставкой о-, корнем -смотр-, суффиксами -е-, -ть-.)

– Образуйте от этого слова другое бессуффиксным способом.

– Могут ли окончания участвовать в словообразовании? Обоснуйте свой ответ.

– Итак, перечислите 4 морфемных способа образования слов.

4. Упражнения 128, 129.

5. Лингвистическая разминка.

– Как вы понимаете смысл выражения «Значение действия у имен существительных вторично»?

– Образуйте от этих глаголов слова бессуффиксным способом: бегать, поджигать, восходить.

– Запишите 3–4 существительных, образованных бессуффиксным способом. Составьте с ними предложения.

6. Итог урока.

Работа с сигнальными карточками.

Учитель говорит тезисы. Учащиеся поднимают красную карточку, если не согласны с тезисом, зеленую – если согласны.

1. Есть четыре морфемных способа образования слов.

2. Слово ручной образовано суффиксальным способом.

3. Слово бег образовано бесприставочным способом.

4. Слово побежать образовано приставочно-суффиксальным способом.

5. Слово лесной образовано от слова лес.

Домашнее задание: подготовить основу для таблицы «Морфемные способы образования слов»; подготовить карточку для одноклассника, включив в нее 12 слов, образованных разными способами.