1. Проверка домашнего задания.
2. Индивидуальная работа по карточкам (устный ответ).
К а р т о ч к а 1.
– Определив корень, уясните себе смысловую разницу между словами:
Перчатка, рукавица.
Вторник, четверг.
Услуга, одолжение.
К а р т о ч к а 2.
– Найдя общий корень данных слов, установите между ними смысловую связь:
Наизусть, уста.
Племянник, иноплеменник.
Сплетни, переплетчик.
К а р т о ч к а 3.
– Докажите, что данные слова не однокоренные:
Улика, улица.
Чиркать, циркуль.
Запотелый, телодвижение.
3. Лаборатория словообразования.
Инсценировка
Слово «дом» . Надоело так жить: быть все время ДОМОМ. Хочется разнообразия. Стать, что ли, снова маленьким. Но как?
Словообразователь . Не грустите, обратитесь за помощью к суффиксам.
Суффикс «-ик-» . Если хотите, я помогу вам в этом. (Становится рядом.)
Слово «дом» (размышяя). … или больше?
Суффикс «-ище-» . Тогда уменьшительным здесь не место. Делать большим – это по моей части.
(Становится на место -ик-.)
Слово «дом» (обрадовавшись). Вот это да! Настоящее волшебство: захочу стать маленьким – стану, захочу быть большим – буду! Спасибо вам, Словообразователь.
Словообразователь . Это не меня благодарить надо, а ваших помощников.
(Все уходят.)
Исследовательская работа.
– Почему словообразователь назвал суффиксы помощниками?
– Сегодня на уроке мы узнаем об основных способах образования слов.
(На натянутую на доске нить учитель прикрепляет карточку со словом лес.)
– Какой суффикс нужно добавить, чтобы сделать лес маленьким?
(Присоединяет карточку с суффиксом -ок-.)
– Такой способ словообразования называется суффиксальным. Запишите в тетрадь схему и название этого способа.
– Какую приставку нужно добавить, чтобы из маленького леса сделать редкий лес, соединяющий лесные массивы?
(Присоединяет карточку с приставкой пере-.)
– Как называется этот способ? Запишите схему и название способа.
В это время учитель вешает карточки с корнем -един- и окончанием –ый.
– Можно ли образовать от этого прилагательного глагол суффиксальным способом? Почему?
(Учитель присоединяет карточки с приставкой со-, суффиксами -я-, -ть-.)
– Прочитайте на с. 57 учебника название этого способа образования слов. Запишите схему и название.
– Почему в слове бессуффиксный две С?
– Как вы понимаете значение этого слова?
(Учитель вешает на нитку карточки с приставкой о-, корнем -смотр-, суффиксами -е-, -ть-.)
– Образуйте от этого слова другое бессуффиксным способом.
– Могут ли окончания участвовать в словообразовании? Обоснуйте свой ответ.
– Итак, перечислите 4 морфемных способа образования слов.
4. Упражнения 128, 129.
5. Лингвистическая разминка.
– Как вы понимаете смысл выражения «Значение действия у имен существительных вторично»?
– Образуйте от этих глаголов слова бессуффиксным способом: бегать, поджигать, восходить.
– Запишите 3–4 существительных, образованных бессуффиксным способом. Составьте с ними предложения.
6. Итог урока.
Работа с сигнальными карточками.
Учитель говорит тезисы. Учащиеся поднимают красную карточку, если не согласны с тезисом, зеленую – если согласны.
1. Есть четыре морфемных способа образования слов.
2. Слово ручной образовано суффиксальным способом.
3. Слово бег образовано бесприставочным способом.
4. Слово побежать образовано приставочно-суффиксальным способом.
5. Слово лесной образовано от слова лес.
Домашнее задание: подготовить основу для таблицы «Морфемные способы образования слов»; подготовить карточку для одноклассника, включив в нее 12 слов, образованных разными способами.