1. Работа с эпиграфом.
«Чтобы добиться чистоты языка, надо биться за чистоту человеческих чувств и мыслей» (К. И. Чуковский).
2. Словарная работа.
– На доске написаны слова:
Тщательнее, на локте, загодя, предприняла, сливовый, грушевый, айвовый, вишневый, свекла, уведомить, премируют.
Работа проводится так же, как и на предыдущих уроках.
– Тщательнее, пожалуйста, – попросил он, – и осторожно, а то у меня будут синяки на локте.
– Загодя ничего нельзя знать, – парировала она, – но я предприняла меры, чтобы не осталось ни следа. А от аллергии вам поможет сливовый или грушевый сок. В крайнем случае, айвовый или вишневый. Свеклу тоже ешьте. Все. Теперь вы должны уведомить спорткомитет, что не сможете принять участие в финальных соревнованиях. Ну а меня обязательно премируют! До свидания! И она стала ретироваться к выходу.
3. Работа с предложением.
– Исправьте ошибку, вызванную употреблением слова в несвойственном ему значении: «Чтобы быть грамотным и с большим жаргоном слов, надо много читать».
– Что такое жаргон?
– Прочитайте на стр. 35 учебника о том, что такое жаргонизмы.
4. Упражнение 76.
– С одним из жаргонизмов придумайте предложение и составьте пару, где этот жаргонизм заменяется литературным словом.
– Сравните предложения. Какое из них вы могли бы употребить в любой ситуации? А какое лишь в определенному кругу людей?
5. Слово учителя с элементами беседы.
– Что означает выражение «типун тебе на язык»?
По сведениям фразеологического словаря, типун – роговой бугорок на кончике языка у птиц. Он помогает птицам склевывать пищу. Твердые прыщики на языке у человека названы типунами по аналогии с этими птичьими бугорками.
По суеверным представления, типун появляется у лживых людей. Первоначально это выражение было магическим заклинанием, призванным наказать лжецов и обманщиков. Сейчас смысл этого заклинания несколько изменился: не говори того, чего не следует, а иначе – пусть у тебя на языке вскочит типун!
– Знаете ли вы, что в древней языческой Руси, когда люди еще поклонялись богу солнца, богу ветра, слова с отрицательной окраской в доме произносить было нельзя. Существовало поверие, что слово обладает магической силой. Считалось, что злое слово вызывает злого духа.
– Как называется это животное? (Учитель показывает рисунок с изображением медведя.)
– На самом деле исконное название этого животного нами уже забыто. Существует версия, что древние люди не произносили всуе этого имени, т. к. боялись его прихода. Поэты стали называть его «обманным» именем – медведь (т. е. тот, кто мед ведает).
– А как называется этот цвет? (Учитель показывает предмет красного цвета.)
– Отличается ли червонный цвет от красного?
– Сравните выражения: красный цвет – красный молодец.
– Почему можно утверждать, что этот цвет самый любимый у русских людей?
– Итак, каждое слово, произносимое нами, несет в себе культуру нашего народа, часть его быта. По словарному запасу человека можно определить уровень его культуры.
6. Упражнение 79.
7. Самостоятельная работа.
– Прочитайте мнение о жаргоне языковеда Л. И. Скворцова.
– Согласны ли вы с ним?
– Коротко запишите свое мнение в тетради и обоснуйте его.
8. Итог урока.
– Опираясь на эпиграф, ответьте на вопрос: можем ли мы судить о человеке по его речи?
Домашнее задание: упражнение 77.