УРОК 143. ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ

0
741
физика

1. Лингвистическая задача.

В одном из стихотворений В. Маяковский так обращается к солнцу:

Чем так,

Без дела заходить,

Ко мне

На чай зашло бы!

– Сколько глаголов в этих строчках?

Ответ: здесь один глагол «зайти » в двух значениях: 1) скрываться за горизонтом; 2) идя, по пути посетить кого-нибудь.

– Укажите форму условного наклонения. Определите род, число.

2. Работа с теоретическим материалом.

– Учащиеся выполняют упражнение под звездочкой (с. 206, наверху).

– Глаголы какого наклонения употреблены в стихотворении? Подсказкой послужит однокоренное слово.

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели!

– Что обозначают глаголы в повелительном наклонении?

– На с. 206 учебника прочитайте сведения об этих глаголах.

3. Игра «Третий лишний».

– Чтобы исключить лишнее слово, надо сначала образовать от глаголов формы повелительного наклонения.

1) писать, читать, думать;

2) думать, петь, сказать;

3) сесть, лечь, сидеть.

– Сделайте вывод об образовании формы повелительного наклонения в единственном числе.

4. Игра «Догадайся!»

– Какое значение выражают глаголы в форме условного наклонения? Замените эти глаголы формами повелительного наклонения.

Вы б, газели, не галдели,

А на будущей неделе

Прискакали бы и сели

На качели-карусели.

(К. Чуковский.)

– Сделайте вывод об образовании формы повелительного наклонения во множественном числе.

– Сравните свои выводы с выводами в учебнике (с. 207).

3. Упражнение 491.

4. Творческий диктант.

– Помогите этим глаголам хоть на минуту стать повелителями.

(Учащиеся записывают только формы повелительного наклонения.)

Улыбаться, улыбнуться, решать, решить, убежать, убегать, расстелить, расстилать, прикрыть, прикрывать, класть, положить, встать, лечь, ложиться.

5. Итог урока.

– Перечислите все наклонения глагола и объясните их названия. Приведите примеры.

Домашнее задание: упражнение 492.