1. Проверка домашнего задания.
2. Ознакомление с новым материалом.
– Прослушайте стихотворение Ю. Коваля «На яхте» и определите его тему.
Однажды куда-то на яхте
Откуда-то
Кто-то поплыл.
Летали какие-то чайки,
О чем-то кричали ему.
Какой-то дельфин остроносый
В зеленые волны нырял.
И ветер, почти незаметный,
Чуть-чуть паруса надувал.
Наверно, какие-то люди
Глядели уплывшему вслед.
И кто-то, наверное, думал:
«Скорей возвращайся назад».
И мне бы хотелось на яхте
В открытое море уйти,
Послушать, о чем кричат чайки,
Дельфина увидеть в волнах.
А вечером после заката
На берег вернуться, домой.
Но пусть меня кто-нибудь встретит,
Но пусть меня кто-нибудь ждет.
– С помощью каких слов создается эффект неизвестности, загадочности?
– Эти слова – неопределенные местоимения. Рассмотрите примеры неопределенных местоимений на с. 174 в рамке.
– Как вы думаете, почему они называются неопределенными?
– На с. 174 прочитайте теоретические сведения о грамматических признаках неопределенных местоимений.
– Рассмотрите таблицу на стр. 175 и подготовьте доклад об образовании неопределенных местоимений.
Проводится конкурс «Лучший преподаватель». 3–4 ученика рассказывают классу о способах образования неопределенных местоимений.
3. Упражнение 414.
4. Лингвистическая задача.
– Прочитайте предложения
Некто шел по улице.
Никто не шел по улице.
Я увидел впереди нечто, похожее на здание.
Ничто не могло остановить меня.
– Расставьте ударения в словах.
– Проведите связь между подчеркнутыми буквами и ударением. Сформулируйте правило.
– Сравните его с правилом в учебнике на с. 175.
5. Упражнение 415.
6. Диктант.
1. Никто не встретил приехавших.
2. Некто ночью постучал в мою дверь.
3. Произошло нечто неожиданное.
4. Несколько минут молчали.
5. Мальчика нисколько не беспокоила мысль об отъезде.
6. Никто другой не стал бы меня будить.
7. Итог урока.
– На что указывают неопределенные местоимения?
– Как они образуются?
8. Игра «Третий лишний».
1) некто, никто, нечто;
2) никакой, ничей, некоторый;
3) некогда, никогда, никуда;
4) несколько, сколько-нибудь, нисколько.
Домашнее задание: выписать 3–4 зачина сказок, в которых употребляются неопределенные местоимения.