1. Беседа.
– Какие типы речи вам известны?
– Какой тип речи вы используете, когда рассказываете своему другу о каникулах? О картине, которую видели на выставке? Во время спора?
– Что такое спор?
По толковому словарю С. И. Ожегова, спор – словесное состязание, обсуждение чего-нибудь, в котором каждый отстаивает свое мнение.
– Как взаимосвязаны понятия спор и рассуждение?
(Каждый спорщик ведет рассуждение.)
– Расположите элементы рассуждения в нужном порядке: вывод, тезис, аргументы.
– Поясните каждый элемент.
2. Работа с текстами.
1) Прослушайте текст. Скажите, о чем спорят герои. Сколько точек зрения высказано? Какие доказательства приводятся?
Дядя Федор говорит:
– Корова государственная. Значит, и теленок государственный.
А кот не согласен:
– Корова действительно государственная. Но все, что она дает, – это наше. Вот если мы холодильник напрокат берем, он чей?
– Государственный.
– Правильно. А мороз, который он вырабатывает, чей?
– Мороз наш. Мы его для мороза и берем.
– Вот и здесь так же. Все, что корова дает, нам принадлежит. Для этого мы ее и брали.
– Но брали-то мы одну корову. А теперь у нас две получилось. Раз корова не наша, значит, и теленок не наш.
2) Прослушайте диалог. Что это: спор или ссора? Обоснуйте.
Проходящий мальчик задевает плечом другого.
– Не цепляйся!
– Кто цепляется?
– Ты цепляешься!
– Я не цепляюсь! Ты сам цепляешься!
– Я цепляюсь?
– Да. Ты!
– Да знаешь… Знаешь ты кто? – толкает его.
– Ты сам! – и тоже толкает.
3. Творческая работа.
– Попробуйте о чем-нибудь поспорить.
Учащиеся в парах выбирают предмет спора и обсуждают его. Затем некоторые из них представляют спор классу. Остальные обсуждают плюсы и минусы каждого спора.
4. Самостоятельная работа.
– Сравните рассуждения. Определите, в каких рассуждениях один тезис, в каких несколько. Как построить дискуссионное рассуждение?
Человек и природа
1. Человек – друг природы. Он орошает засушливые степи, осушает гнилые болота. Человеческими мудрыми руками выращиваются леса, поворачиваются вспять реки. Везде видна человеческая забота о природе.
2. Человек – враг природы. Он потребляет, уничтожает то, что тысячелетиями создавала природа. Он свел с лица земли многие редкие породы животных и растений, опустошает недра планеты, загрязняет реки, моря и озера. Нет врага злее, чем человек.
– Составьте и запишите дискуссионное рассуждение, используя данный материал.