1. Фразеологическая минутка.
На доске написаны фразеологизмы:
как две капли воды
с три короба
убить двух зайцев
– С помощью словаря объясните значения фразеологизмов и составьте с ними предложения.
– Укажите числительные в данных предложениях и их разряд.
2. Игра «Третий лишний».
1) один, двое, пять
2) три девятых, семеро, две шестых
3) шести, четырех, четверых.
– Что обозначают лишние числительные?
3. Работа с теоретическим материалом.
Учитель называет количественные числительные: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10. Задача учащихся – образовать от них собирательные.
– С помощью какого суффикса образуются собирательные числительные?
– Попробуйте образовать собирательное числительное от целого числительного один. Почему это невозможно?
– Попробуйте согласовать числительное двое с существительными мальчики, дом, девочки, котята, ручка, ножницы, сало.
– Сделайте вывод, с какими существительными могут согласовываться собирательные числительные. Прочитайте правило в учебнике (с. 155).
– Просклоняйте словосочетание семеро козлят по падежам.
– Что можно сказать о склонении данных существительных?
4. Упражнения 370, 372.
5. Инсценировка.
В основе инсценировки лежит отрывок из текста передачи «Радионяня». Роли играют 2 ученика и учитель.
Учитель (обращается к ученикам-актерам): Итак, подходите поближе к доске.
1-й ученик . Нам обеим подойти?
Учитель. Да, да, конечно, обе подойдите.
2-й ученик . Почему обе? Мы что, девчонки, что ли?
Учитель . Нет, вы не девчонки, но вы сами сказали обеим, значит, вы женского рода.
1-й ученик . Почему вдруг женского?
Учитель . Потому что в мужском роде надо говорить обоим. Вот что получается, когда люди не знают простого правила грамматики.
2-й ученик . Ясно!
Учитель . Обоим ясно?
Ученики (вместе): Обоим!
Учитель . Тогда попрошу вас обоих ответить на еще один вопрос. Как вы скажете, что на этой и на той стене наклеены обои?
1-й ученик . Очень просто: на обоих стенах наклеены обои.
2-й ученик . Нет, неверно. Надо сказать: на обеих стенах наклеены обеи.
1-й ученик . Какие такие обеи?
2-й ученик . Какие? С цветочками.
Учитель . А где вы видели такие обеи, в обейном магазине?
2-й ученик . Ой, я оговорился, не обеи, а обои. Обои стены оклеены обоями.
Учитель (обращается к классу): Ребята, помогите разобраться своим друзьям.
6. Упражнение 373.
7. Итог урока.
– По представленному плану расскажите все, что вы узнали о собирательных числительных.
а) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10;
б) четверо мальчиков, пятеро медвежат, двое саней, нас трое;
в) семерым козлятам (окончание, как у прилагательных во мн. ч.);
г) оба, обе – обоими, обеими.
Домашнее задание:
1) Составить карточку, включающую 5 предложений с собирательными числительными. Намеренно допустить 3 ошибки в употреблении числительных, 5 орфографических.
2) Подготовиться к диктанту, упражнение 375.