У р о к 73. ПРИБАВИТЬ И ВЫЧЕСТЬ ЧИСЛА 1, 2, 3, 4.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ
Цели урока: закреплять умение учащихся прибавлять к числам и вычитать из чисел числа 1, 2, 3, 4 разными способами; закреплять умение решать задачи изученных видов; готовить детей к изучению темы «Перестановка слагаемых»; развивать внимание детей.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
1 3 1 3
2 4 2 4
III. Закрепление умения учащихся прибавлять и вычитать числа 1, 2, 3, 4.
Учитель записывает на доске числовые выражения из задания 3 (с. 13 учебника, часть 2).
– Посмотрите внимательно на записанные числовые выражения.
– Что заметили?
– На какие группы можно разделить данные выражения?
Далее наблюдение идет над каждым столбиком примеров, но целесообразно рассмотреть сначала оба столбика на сложение (вычитание), а затем оба столбика на вычитание (сложение).
Рассмотрим работу над одним из столбиков п р и м е р о в:
5 + 1
5 + 2
5 + 3
…
– Что хотите сказать?
– Каковы первые слагаемые?
– Как изменяются вторые слагаемые?
– Как изменяются значения сумм?
– Какой из этого следует вывод?
– Продолжите столбик, сохраняя подмеченную вами закономерность.
Аналогично разбираются остальные столбики.
IV. Закрепление знания состава чисел.
Учащиеся выполняют задание 4 (с. 8 в тетради № 2).
Одна часть задания может быть выполнена учениками ф р о н т а- л ь н о, другая – с а м о с т о я т е л ь н о с последующей фронтальной или в з а и м о п р о в е р к о й.
V. Сравнение чисел.
Учащиеся выполняют задание 4 (с. 13 учебника, часть 2) с комментированием.
3 + 4 * 7
(Сумма чисел 3 и 4 равна 7.
7 равно 7.
3 + 4 = 7.)
…
8 – 3 * 4
(Из восьми вычесть три, получится пять.
Пять больше четырех.
8 – 3 > 4.)
VI. Работа над задачами.
Учащиеся читают задачи из задания 1 (с. 13 учебника, часть 2).
– Чем похожи задачи?
– Чем отличаются?
– Каким действием будете решать первую задачу? (Вычитанием.)
– Почему? (Так как у Кости на 2 вагончика меньше.)
– Запишите решение. (5 – 2 = 3 (в.).)
– Каким действием будете решать вторую задачу? (Сложением.)
– Почему? (Потому что узнаем, сколько вагончиков у мальчиков всего.)
– Запишите решение. (5 + 3 = 8 (в.).)
– Связаны ли задачи между собой?
– Как?
Затем учащиеся в парах решают задачу 2 (с. 13 учебника, часть 2).
VII. Пропедевтика темы «Перестановка слагаемых».
На д о с к е записаны выражения:
3 + 4 3 + 2 2 + 4
4 + 3 2 + 3 4 + 2
– Что заметили?
– Как вы думаете, какими будут значения выражений в каждом столбике: одинаковыми или разными?
– Проверим это.
– Какой в ы в о д можно сделать?
VIII. Работа над развитием внимания учащихся.
В заключение урока дети выполняют задание 5 (с. 13 учебника, часть 2).
Ответ: ребята поменялись местами.
IX. Итог урока.
– Как вы работали сегодня на уроке?
– Чему учились?
– Что бы вы хотели изменить в уроке?