У р о к 33. ЧИСЛА 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. ЦИФРА 9
Цели урока: закреплять знание учащимися порядкового места чисел 1–9; продолжать формировать умение увеличивать (уменьшать) число на 1; отрабатывать умение детей находить значение числового выражения, опираясь на знание состава чисел; продолжать пропедевтику темы «Задача»; учить писать цифру 9.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Закрепление знания порядкового места чисел.
1. Формирование умения увеличивать (уменьшать) число на 1.
Игра «Парашютисты».
– Найдите место приземления каждого парашютиста:
– Назовите «соседей» числа 4; числа 7; числа 6.
2. Упражнение в умении определять порядковое место изученных чисел.
Р а б о т а в т е т р а д и.
Учащиеся выполняют задание 4 (с. 14 в тетради № 1): соединяют стрелками числа по порядку.
– В каком порядке вы соединили числа? (В порядке увеличения.)
– Можно ли назвать полученный вами ряд чисел отрезком числового ряда? (Можно.)
– Почему? (Так как числа записаны в порядке увеличения.)
3. Упражнение в умении сравнивать числа.
Далее выполняется задание 2 (с. 54 учебника, часть 1), в нём учащиеся под руководством учителя читают и объясняют, как получены записанные равенства, а затем сравнивают данные числа, объясняя постановку знака сравнения. (Эту часть задания можно выполнить на доске с использованием магнитных цифр и знаков.)
III. Анализ образца и письмо цифры 9.
Учитель. Для того чтобы вы могли записать составленные неравенства, вам необходимо научиться писать… (цифру 9).
Увеличенный образец цифры учитель вывешивает на доску.
– На что похожа цифра 9?
Девять, как и шесть,
Вглядись.
Только хвост не вверх,
А вниз.
Г. Виеру
Далее следует анализ образца и письмо цифры по этапам.
Задание выполняется в тетради (с. 14 в тетради № 1, задание 5).
Затем учащиеся с а м о с т о я т е л ь н о выполняют вторую часть задания, вставляя пропущенные числа.
Ф р о н т а л ь н а я п р о в е р к а.
(Данный вид проверки этого задания способствует закреплению учащимися порядкового расположения чисел от 1 до 9 и от 9 до 1.)
IV. Пропедевтика темы «Задача».
Закрепление знания состава изученных чисел.
Учитель предлагает ученикам рассмотреть рисунки в задании 4 (с. 54 учебника, часть 1).
– Какие выражения подходят к рисункам?
– Почему так считаете?
– Составьте по рисункам и числовым выражениям краткие рассказы, содержащие вопрос.
– Ответьте на поставленные вопросы.
– Найдите значения остальных выражений.
По рисунку 1 (с. 55 учебника, часть 1) ученики составляют два коротких рассказа, которые соответствуют предложенным с х е м а м:
а затем на доске и в тетрадях записывают числовые выражения, после чего читают их хором разными способами.
V. Работа с геометрическим материалом.
Учитель предлагает учащимся рассмотреть фигуры в задании 2 (с. 55 учебника, часть 1).
– Что хотите сказать?
– На какие группы можно разделить все изображённые фигуры?
– Назовите каждый из многоугольников.
Далее учитель предлагает ученикам рассмотреть чертёж (с. 54 учебника, часть 1).
– Как называются линии на чертеже? (Отрезки.)
– Сравните длину отрезков, используя мерки.
– Что можно сказать о длине отрезков? (Их длина одинакова, так как в каждом отрезке содержится 6 мерок.)
В заключение урока выполняется задание на смекалку (с. 55 учебника, часть 1, поля).
VI. Итог урока.
– Чему научились сегодня на уроке?
– Что нового узнали?