У р о к 20. ЧИСЛА 1, 2, 3, 4, 5. ЦИФРА 5
Цели урока: познакомить учащихся с образованием числа 5 и его графической записью – цифрой 5, учить детей писать цифру 5; продолжать подготовительную работу к изучению темы «Задача»; развивать внимание, наблюдательность учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
На д о с к е изображён рисунок:
– Найдите закономерность.
– Сколько вишенок должно быть на второй веточке? (Две.)
– Сколько на последней? (Пять.)
– Сегодня у нас в «гостях» на уроке число 5.
– Что вы знаете об этом числе? (Дети могут сказать, что число 5 следует за числом 4; что 5 – нечётное число; что 5 больше чисел 1, 2, 3, 4 и т. д.)
– Число 5 записывается с помощью цифры 5. (Увеличенный образец цифры 5 учитель вывешивает на доску.)
III. Анализ образца, письмо цифры 5.
– На что, по вашему мнению, похожа цифра 5?
– А вот поэту она напомнила фокусника:
Это – фокусник – пятёрка.
Вы за ней следите зорко.
Кувыркнётся – раз и два! –
Обернётся цифрой «два».
Г. Виеру
Далее следует анализ образца цифры и письмо цифры по этапам:
в воздухе;
по точкам;
самостоятельное письмо в тетради (с. 9 в тетради № 1, задание 2).
IV. Упражнение в прямом и обратном счёте предметов.
Учитель. А теперь мы – строители. Мы будем строить башню из кубиков. (Для этого задания можно использовать детские кубики.)
– Итак, берём 1 кубик – один.
– Ставим на него следующий – два.
– На него ещё один – три.
– Добавляем ещё – четыре.
– И последний – пять.
– Посчитаем хором этажи башни. (Один – два – три – четыре – пять.)
Счёт сопровождается показом соответствующего кубика.
– А теперь сложим кубики обратно в коробку.
– Сколько этажей у башни? (Пять.)
– Уберём один кубик. Сколько осталось? (Четыре.)
– Уберём ещё один. Сколько осталось? (Три.)
– Уберём ещё один. Сколько кубиков осталось? (Два.)
– Уберём ещё один кубик. Сколько осталось? (Один.)
– Посчитаем хором. (Пять – четыре – три – два – один.)
Р а б о т а с у ч е б н и к о м.
– Посмотрите на рисунок 2 (с. 32, часть 1).
– Что на нём изображено? (Геометрические фигуры: круги и треугольники.)
– Сколько кругов? (Пять.)
– Сколько треугольников? (Пять.)
– Как получили 5 кругов? (К четырём прибавили один.)
– Как получили 5 треугольников? (К трём прибавили два.)
Далее учитель может познакомить учащихся с монетой – 5 рублей, а затем поупражнять детей в наборе различных сумм разными монетами.
– Матрёшка стоит 5 рублей. Какими монетами можно заплатить за матрёшку? Как это сделать разными способами? (Учитель записывает на доске все варианты: 1 + 1 + 1 + 1 + 1; 2 + 1 + 1 + 1; 2 + 2 + 1; 5.)
– Перчатки стоят три рубля. Какими монетами можно заплатить за них?
– Можно ли заплатить монетой в 5 рублей?
– Сколько сдачи должен будет дать продавец? (Для того чтобы посчитать сдачу, дети могут использовать счётный материал наборного полотна или рисунок в учебнике.)
V. Пропедевтика темы «Задача».
По рисункам в задании 2 (с. 33 учебника, часть 1) и задании 1 (с. 9 в тетради № 1) учащиеся составляют короткие (математические) рассказы и ставят вопросы к ним.
И в тетради, и в учебнике есть «лишние» выражения, дети должны не только догадаться, какое из выражений является «лишним», но и обосновать своё мнение. К оставшимся выражениям ученики могут придумать свои рассказы.
VI. Работа над развитием внимания, наблюдательности учащихся.
В заключение урока ученики выполняют задание, требующее наблюдательности: «Сравни картинки и найди 5 отличий» (с. 33 учебника, часть 1). Учитель может провести выполнение этого задания в форме игры «Кто самый внимательный?».
VII. Итог урока.
– Чему учились?
– Что нового узнали на уроке?
– Было ли вам интересно на уроке?
– Что особенно понравилось?