У р о к 123. СЛУЧАИ ВЫЧИТАНИЯ: 14 –

0
540
window

У р о к 123. СЛУЧАИ ВЫЧИТАНИЯ:

Цели урока: рассмотреть случаи вычитания однозначных чисел из числа 14 с переходом через десяток; развивать навыки счета, умение решать задачи и выражения изученных видов, наблюдательность, логическое мышление учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Каллиграфическая минутка.

7 7 7 7 7 7 7

14 14 14 14 14

III. Устный счёт.

1. Найдите выражения со значением 13.

2. Найдите выражения со значением 12.

3. Какой пример лишний?

1 + 8

10 – 1

6 + 3

2 + 7

0 + 9

4 + 5

2 + 8

(«Лишними» могут быть примеры:

10 – 1, так как это разность, а остальные выражения – суммы, и 2 + 8, так как значение этой суммы равно десяти, а значения остальных выражений равны девяти.)

IV. Повторение изученного о случаях вычитания:

С этой целью с комментированием выполняется задание 1 (с. 76 учебника, часть 2).

V. Изучение нового материала.

1. Рассмотрение случаев вычитания однозначных чисел из числа 14 с переходом через десяток.

На д о с к е записаны разности:

14 – 5 14 – 6 14 – 7

– Объясните, как вы будете находить значения записанных выражений.

Учащиеся находят значения каждого выражения двумя способами:

Аналогично рассматриваются другие разности.

2. Запись таблицы вычитания из числа 14.

В тетрадях учащиеся записывают т а б л и ц у:

14 – 5 = 9 14 – 6 = 8 14 – 7 = 7

14 – 9 = 6 14 – 8 = 6

VI. Развитие навыков счета.

С этой целью устно (с подробным объяснением) ученики выполняют задание 4 (с. 77 учебника, часть 2): вместо звездочек вставляют знаки арифметических действий «плюс» или «минус». (Лучше, если это задание будет записано на доске.)

Затем дети в парах или в группах по 4 человека выполняют задание 3 (с. 25 в тетради № 2).

VII. Работа над задачами.

1. Решение задач изученных видов.

Учитель читает условие задачи в задании 2 (с. 77 учебника, часть 2).

– Является ли данный текст задачей? (Нет.)

– Почему? (Потому что нет вопроса.)

– Задайте вопрос, соответствующий данному условию. (Сколько всего рисунков взяли на выставку?)

– Можно ли к данному условию поставить другой вопрос?

(Да. На сколько больше рисунков Ильи, чем рисунков Игоря, взяли на выставку? И л и: На сколько меньше рисунков Игоря, чем рисунков Ильи, взяли на выставку?)

– Запишите решение первой задачи.

– Дайте ответ на поставленный вопрос.

– Запишите решение второй задачи.

– Дайте ответ на вопрос задачи.

Учащиеся формулируют и записывают ответ задачи.

2. Решение составной задачи.

Учащиеся читают условие задачи 3 (с. 77 учебника, часть 2) и ставят к данному условию вопрос таким образом, чтобы задача решалась двумя действиями, то есть была составной. (Сколько всего рисунков взяли на выставку?)

После этого учащиеся под руководством учителя составляют краткую запись, с комментированием записывают решение, формулируют и записывают ответ задачи.

1) 4 + 2 = 6 (р.).

2) 4 + 6 = 10 (р.).

Ответ: взяли 10 рисунков.

VIII. Работа с геометрическим материалом.

В заключение урока учащиеся рассматривают чертежи в задании 5 (с. 77 учебника, часть 2).

– Сколько разных многоугольников на первом чертеже?

– Назовите их. (Три треугольника и один пятиугольник.)

– Сколько многоугольников на втором чертеже?

– Какие это фигуры? (Квадрат, два треугольника и пятиугольник.)

– Начертите такой же пятиугольник, как на чертеже 2.

– Проверьте работу друг друга.

IХ. Итог урока.

– Что хотите сказать?

– Чему научились сегодня на уроке?

– Оцените свою работу.