У р о к 121. СЛУЧАИ ВЫЧИТАНИЯ:
Цели урока: рассмотреть случаи вычитания однозначных чисел из числа 12 с переходом через десяток; закреплять умение учащихся решать простые и составные задачи изученных видов; развивать навыки счета.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
2 10 2 10 2 10 2 10
12 12 12 12 12 12 12 12
III. Устный счёт.
1. Какой пример лишний?
9 + 5
7 + 8
8 + 6
4 + 10
7 + 7
(«Лишняя» сумма 7 + 8, так как ее значение равно 15, а значения остальных выражений равны 14.)
2. Найдите число, которое на 2 меньше, чем число 9, 10, 12, 2.
– Найдите число, которое на 3 больше, чем число 6, 9, 10, 0.
IV. Изучение нового материала.
1. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.
Устно (с объяснением) выполняется задание, записанное учителем на д о с к е:
– Дополните выражения:
7 – это 2 и … (5)
6 – это 2 и … (4)
8 – это 2 и … (6)
После этого целесообразно повторить состав числа 12:
12 |
|
3 |
|
4 |
|
5 |
|
6 |
2. Рассмотрение случаев вычитания однозначных чисел из числа 12 с переходом через десяток.
Учитель предлагает учащимся рассмотреть выражение 12 – 4.
Учащиеся объясняют, как по-разному можно найти значение данного выражения:
Этот способ рассматривается с опорой на изображение наборного полотна (с. 75 учебника, часть 2).
Далее аналогично рассматриваются случаи вычитания: 12 – 3, 12 – 5, 12 – 6.
3. Составление и запись таблицы вычитания из числа 12.
В тетрадях учащиеся записывают т а б л и ц у:
12 – 3 = 9 12 – 4 = 8 12 – 5 = 7 12 – 6 = 6
12 – 9 = 3 12 – 8 = 4 12 – 7 = 5
V. Развитие навыков счета.
С этой целью устно (с объяснением) выполняется задание 3 (с. 75 учебника, часть 2) и с а м о с т о я т е л ь н о, с последующей фронтальной проверкой, задание 1 (с. 24 в тетради № 2). Задание 1 в тетради № 2 способствует закреплению знания учащимися вывода о взаимосвязи слагаемых и суммы, а также терминов «слагаемое», «сумма».
VI. Работа над задачами.
Учащиеся читают задачу 4 (с. 75 учебника, часть 2).
– Все ли вам понятно в задаче?
– Назовите главные слова в задаче (слова, которые напишете в краткой записи задачи).
Далее дети записывают и решают задачу с а м о с т о я т е л ь н о (два ученика выполняют работу на доске).
П р о в е р к а.
– Посмотрите внимательно на работу, выполненную ребятами на доске.
– Все ли верно в их работе?
(Если допущены ошибки в работе, то они исправляются после того, как ученик, нашедший ошибку, докажет неправильность или хода решения, или выполненных вычислений, или сделанной краткой записи. Учитель должен обязательно требовать от учащихся обоснования их точки зрения.)
Учитель читает текст задания 5 (с. 75 учебника, часть 2).
– Является ли данный текст задачей? (Нет.)
– Почему? (Отсутствует вопрос.)
– Задайте вопрос, соответствующий условию. (Сколько мультфильмов посмотрели дети сегодня?)
– Запишите решение и ответ.
Ф р о н т а л ь н а я проверка.
Р а б о т а в п а р а х.
Ученики решают задачу 2 (с. 24 в тетради № 2) с последующей самопроверкой.
VII. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
– Оцените свою работу.