Цели: повторить материал о частях речи, с которыми учащиеся познакомились в начальной школе; развивать умение определять части речи.
Ход урока
I. Работа по вопросам.
1. Какие части речи вы знаете?
2. О каких частях речи впервые узнали из стихотворения О. Высотской?
3. Расскажите об имени существительном, имени прилагательном, глаголе. Приведите примеры.
4. Что вы помните о предлоге? местоимении?
II. Словарно-орфографическая работа.
Запись наречий, данных на с. 31 учебника.
Вс коре, справа, слева, направо, налево, вправо, влево, вверху, внизу, вдруг, вперед, назад.
С о о б щ е н и е у ч и т е л я: все записанные слова являются наречиями. Изучение этой части речи ждет учащихся в VI классе.
– Подумайте, на какие вопросы отвечают данные наречия?
Очень часто в предложениях наречие выполняет роль
III. Распознавание частей речи.
1. Выполнение упражнения 67.
2. Диктант с последующей взаимопроверкой.
· Задание. Определите, какими частями речи являются слова в предложениях.
Осень
Лето кончилось. В зеленой листве берез появились первые желтые прядки. На лесных полянах ярко краснеют грозди рябины. Стаи дроздов с громкой трескотней перелетают с дерева на дерево. Грачи целые дни разгуливают за рекой на лугу, добывают разных жучков и червячков. Ласточки охотятся за мошками и комарами.
Г. Скребицкий
IV. Выполнение упражнения 69 (по образцу). Проверка.
– Что вы узнали о наречии?
V. Самостоятельная работа (упр. 71).
Задание. Проведите грамматический разбор предложений, определите части речи каждого члена предложения.
Домашнее задание: упражнение 70, выучить наречия на с. 31.