Цели: повторить условия постановки тире между подлежащим и сказуемым; вспомнить, когда ставится тире в неполном предложении; формирование пунктуационных навыков; воспитание языкового чутья.
Тип урока: комбинированный урок.
Оборудование: фразеологические словари, карточки, тесты.
Ход урока.
I. Фразеологическая разминка.
— Приведите как можно больше известных вам фразеологизмов со следующими опорными словами: море, грамота, язык,
место, играть.
Пример. Собака: устал как собака, вот где собака зарыта, как собаке пятая нога, собаку съесть и т. д.
— Подберите как можно больше синонимов-фразеологизмов к следующим словам.
Раболепствовать (подметки рвать), побеждать (приходить со щитом), лгать (вправлять мозги, обводить вокруг пальца), зябнуть (стучать зубами), действовать неосмотрительно (сесть в калошу), главенствовать (играть первую скрипку), капризничать, обременять (садиться на шею), не замечать чего-то значительного (закрывать глаза на что-то, смотреть сквозь пальцы), проучить (дать прикурить), ошибаться (давать осечку, давать маху), разориться (вылететь в трубу), сердиться (рвать и метать).
Пример. Трудиться — пахать как вол.
II. Проверка домашнего задания.
Устный ответ по теме «Способы выражения подлежащего и сказуемого».
III. Работа по теме урока.
1. Синтаксический разбор предложения. (Образец на с. 262.)
Россия – это океан земель, распахнувшийся на целую шестую часть света и держащий в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток (Н. Рерих).
— Обоснуйте постановку знаков препинания.
— Когда ещё в простом предложении между подлежащим и сказуемым ставится тире?
2.Объяснение нового материала: соединительное тире, интонационное тире.
3. Работа с учебником.
Чтение учебника § 74. Для закрепления правила упражнение 376 выполняется устно: объяснить постановку или отсутствие тире в предложениях. Письменное задание: записать предложения, объяснить графически постановку тире.
1. Жизнь – это долг, хотя б она была мгновеньем (И. Гете).
2.Жизнь – прекраснейшая из выдумок природы (И. Гете).
3. Жить – значит организовывать процессы, воздействию которых мы подвержены (6. Брехт).
4. Жизнь есть совокупность отправлений, .сопротивляющихся смерти (М. Биша).
5. Жизнь как пьеса в театре: важно не то, сколько она длится, а то, насколько хорошо сыграна (Сенека).
6. Жизнь – это надеяться и ждать (Э. Сенанкур}.
7. Жизнь – словно море, его волны – годы:
То берег лижут, то бегут, бурлят,
И многие у моря ждут погоды,
Которую прогнозы не сулят.
Э. Севрус
4. Для различения тире в неполном предложении и интонационного тире предлагается задание: объяснить, какова функция тире в следующих предложениях.
1. Я за свечку – свечка в печку! Я за книжку – та бежать и вприпрыжку под кровать [К. Чуковский).
2. В моих садах – цветы, в твоих – печаль [Н. Гумилев).
3. Привольем пахнет дикий мед,
Пыль – солнечным лучом,
Фиалкою – девичий рот,
А золото – ничем.
А. Ахматова
4. За окном вагона плыла кочковатая равнина, бежали кустарники, дальние – медленно, ближние – вперегонку (А. Толстой).
Учащиеся перечисляют условия, когда ставится тире в простом предложении.
5. Чтение § 77, 78.
IV. Закрепление темы.
Упражнения 383, 385 выполняются устно; задание: объяснить наличие или отсутствие тире; упражнение 382 – письменно.
V. Итог урока.
VI. Домашнее задание.
1.§74,77,78.
2. Упражнение 384.