Цель:
1. формирование знаний о таких понятиях как «прямое и переносное значение слов»
2. Развитие коммуникативной компетентности
3. воспитание интереса к предмету
Ход урока
- Оргэтап
- Этап проверки домашнего задания
Примечание. Учебник Жанпеисова У.А.Кожакеева Ш.Т. Русская речь: учебник для 5 класса общеобразовательных школ с казахским языком обучения. 3-е издание, доработанное. – Алматы: Атамура, 2010. – 256. Упражнение
- Этап проверки знаний
Работа с карточками
1 уровень.
Списать, вставив пропущенные буквы.
Встреч…, пуш…нка, ч…чело, угощ…ть, беж…т, груш…, коч…н, гущ…, кувш…н.
2 уровень.
Запишите, раскрывая скобки.
Решить (задача), позвонить (врач), проворные (стриж), душистые (ландыш), я (молчать).
3 уровень.
Спешите, вставляя пропущенные буквы. В конце предложений ставьте точку.
Малыш… ходили в рощ… там озеро у берега кач…лись камыш… над водой летали ч…йки и стриж….
Этап подготовки к активному усвоению знаний
Чтение стихотворения Абая «Осень»
Скажите, что сделали тучи в стихотворении?
Что делает осень?
Что делают деревья?
С чем Абай сравнивает ветки деревьев?
В каком значении употреблены эти слова?
Прочитайте два стихортворения об осенних кленах из упражнения № 102
Кто умеет плакать? Могут ли плакать деревья?
О каких листьях говорят – золотые?
Когда деревья можно назвать серебряными?
Эти слова употреблены здесь в переносном значении
Слово учителя
Многозначные слова имеют прямые и переносные значения.
Прямое значение слова — это его основное лексическое значение. Например, слово воет обозначает звуки, производимые волком: Волк воет.
Переносное значение слова — это его вторичное значение, которое возникло на основе прямого и связано с ним по смыслу, например: Ветер воет.
Часто в переносном значении употребляются названия животных: зайчишкой называют трусливого человека, лисой — хитрого, ослом или бараном — глупого, медведем или слоном — неуклюжего, львом — смелого, отважного.
Уместное употребление слова в переносном значении делает речь яркой, образной. Например:
Ветерок спросил, пролетая: А в ответ колоски шелестят: «Отчего ты, рожь, золотая?» «Золотые нас руки растят».
(Е. Серова.)
Прямые и переносные значения слов различаются в словосочетаниях и предложениях. Сравните: крыло птицы — крыло самолёта, шляпка девочки — шляпка гвоздя.
Работа с учебником. Чтение параграфа № 12 на странице 44.
Конспект в тетрадь для правил
Этап закрепления новой темы
Устно выполняем упражнение № 103. укажите, в каких случаях выделенное слово имеет прямое, а в каком переносное значение
Составляем два предложения с любыми из пар словосочетаний
Упражнение № 106. допишите ряды слов, при помощи которых можно описать осень
Упражнение № 108. прочитайте текст. Объясните название рассказа.
Объясните значение слов БРЫЗНУЛИ, СКРЕБУТСЯ, ЛОПОЧУТ
Почему писатель сравнивает листья с птицами и животными?
В каком значении употреблено слово ЗОЛОТОЙ?
Составьте небольшой рассказ об осени
Этап рефлексии
Этап оценивания
Этап информированности о домашнем задании