Тема: Принципы русской пунктуации. Основные единицы синтаксиса.

0
768
программирование

Цели: вспомнить основные понятия синтаксиса; познакомиться с основными принципами русской пунктуации; научиться производить синтаксический анализ словосочетания; совершенствование аналитических умений и развитие речи учащихся; воспитывать языковое чутьё.

Тип урока: вводный урок.

Оборудование: таблица «Основные единицы синтаксиса», таблица «Виды словосочетаний».

Ход урока.

I. Фронтальный опрос.

Что изучает синтаксис?

Что изучает пунктуация?

Почему синтаксис и пунктуация изучаются вместе?

Какие понятия синтаксиса вы помните? Дайте их определение.

Синтаксис (от греч. sintakxis «порядок, строение»).

Пунктуация (от лат. рипctum «точка»).

II. Работа со статьей учебника.

Чтение § 66. Беседа по вопросам.

Что мы называем знаками препинания?

Сколько знаков препинания в современном русском языке?

Назовите основные функции знаков пунктуации.

Какие принципы легли в основу правил русской пунктуации?

III. Работа в тетрадях.

Запишите предложение, расставьте знаки препинания. Выполните пунктуационный анализ предложения:

Все смолкло одни кузнечики трещали сильнее из земли поднялись белые пары расстилавшиеся по лугу и по реке река присмирела в ней вдруг плеснул кто-то в последний раз затем она стала неподвижна.

Составьте предложения, в которых были бы:

а) тире, двоеточие, три запятых;

б) двоеточие при наименьшем количестве слов в предложении;

в) двоеточие, а далее – тире;

г) точка с запятой, две запятых.

IV. Разбор основных единиц синтаксиса. Повторение «Словосочетание».

1. Заполнение таблицы.

Учащиеся вместе с учителем заполняют таблицу «Основные единицы синтаксиса».

Словосочетание

Простое предложение

Сложное предложение

Что называет

Отношения между явлениями

Событие

Отношения между событиями

Грамматическое значение

Отношения между словами (согласование, управление, примыкание)

Значение лица, времени, наклонения (предикативность)

Отношения между предикативными единицами

Строение

Не менее двух слов

Наличие одной предикативной единицы

Наличие двух и более предикативных единиц

Является ли единицей сообщения

Нет, не является

Одна единица сообщения

Одна единица сообщения

2. Работа над предложением.

Учащимся предлагается задание: выписать из предложения все возможные словосочетания:

Далеко в лесу огромном возле синих рек жил с детьми в избушке темной бедный дровосек.

Какие сочетания слов нельзя было выписывать и почему?

3. Чтение § 67- 68.

4. Составление логической схемы «Виды словосочетаний». (Составление производится учащимися коллективно.)

4. Ознакомление с порядком синтаксического разбора словосочетаний на с. 242—243.

Выполнение упражнения 364.

V. Итог урока.

Домашнее задание.

§ 66-68.

Упражнения 359, 362.

Повторить средства худ. выразит.