Цель: познакомить с правописанием собственных имен существительных, активизировать собственные имена на основе чтения связного текста; модель «подлежащее+ сказуемое+прямое дополнение», обучать грамотному пись му; ввести в активный словарь учащихся слова чужой, проспект, троллейбус, автобус, монитор, экран, скайп, компьютерная программа; учить согласовывать прилагательные с существительными; воспитывать любовь к родному горо ду и краю.
Оборудование: плакат «Правописание собственных имен существительных», предметные картинки по темам «Мебель», «Посуда», «Почта», «Транспорт», открытки или слайды с видами Алматы.
Тип урока: комбинированный ( II вариант).
План урока
I . Организационный этап.
П. Объяснение употребления грамматических структур в речи.
III . Упражнения по формированию грамматических
навыков.
IV . Работа над связным текстом.
IV . Работа над развитием устной и письменной речи. VI . Этап информации о домашнем задании.
Ход урока
I этап. Организационный момент. ■ ■ – – Приветствие.
Организация внимания учащихся.
Письмо по памяти (самодиктант на материале текста
учебника (с. 84).
– Чтение текста про себя (обратить внимание на пра
вописание предлогов с последующими словами, мягкого
знака в конце слова, с непроизносимыми согласными в сло
ве счастливый.
– Повторное чтение учащимися данного текста про себя
и запись его по памяти.
– Взаимопроверка написанного учащимися.
II этап. Объяснение употребления грамматических
структур в речи.
Работа по таблице «Правописание собственных имен
существительных».
Чтение текста «В чужом городе» учащимися про себя
и нахождение в нем собственных имен.
III этап. Упражнения по формированию грамматичес ких навыков.
– Текстовый диктант на материале упр. 8, с. 87 (уча щиеся списывают текст, вставляя пропущенные буквы, за тем учитель раздает всем текст без пропуска букв, а уча щиеся сопоставляют свою запись с полученным от учителя текстом и исправляют допущенные ошибки.
IV . Работа над связным текстом.
Чтение подготовленным учеником текста «В чужом
городе».
Чтение текста учащимися про себя, а потом по ролям.
V . Работа над развитием устной и письменной речи.
Составление предложений по схеме (упр. 4, с. 86).
Дописывание предложений по вопросам и опорным
словам (упр. 7, с. 87).
VI . Этап информации о домашнем задании.
Упр. 3, с. 86; упр. 5-6, с. 87.
В сильном классе учитель может построить второй урок на основе стихотворного текста «Давно закончился урок» К. Саугабаева.