Цель:
Формировать умения обозначать начало и конец предложения. Учить выделять части из текста и устанавливать между ними связь
Задачи урока:
1. Уточнение и расширение знаний о предложении как основе связной речи, о знаках препинания в конце предложения, написания первого слова предложения с большой буквы; сформировать умение раздельно писать слова в предложении; понять, что каждое предложение выражает мысль о ком-либо или о чем-либо, что мысль может быть выражена и несколькими предложениями, которые могут составлять целый рассказ.
2. Развивать умение находить границы предложения; распространять предложения; составлять предложения из деформированного текста; развивать умение соблюдать правильную интонацию при произнесении начала и конца предложения; развивать память, мышление, орфографическую зоркость.
3. Воспитывать положительную мотивацию к учению, дружеские отношения.
Ход урока
I. Психологический настрой.
II. Проверка домашнего задания.
Чтение текста Г. Виеру «Подснежник» (наизусть).
III. Чистописание.
1. Письмо буквНПТФХШЩ. Что общего во всех этих буквах?
2. Списывание предложения: На столе лежит теплый хлеб.
О чем говорится в этом предложении?
Что говорится о хлебе?
Как нужно относиться к хлебу?
IV. Работа над новой темой. Развитие речи и письмо.
1. Чтение стихотворения из упр. 1, стр. 171-172.
2. Вставить пропущенную большую букву в упр. 2, стр. 172.
3. Составление предложений из деформированного текста, упр. 4, стр. 173 (коллективная работа).
4. Определить начало и конец предложения, озаглавить текст, упр. 3, стр. 172.
V. Физкультминутка.
VI. Чтение и развитие речи.
Чтение текста Т. Коломиец «Хлеб всему голоза». Анализ текста:
1. Объяснить название текста.
2. Словарная работа.
Золотые руки, золотое солнышко, золотой хлеб, серебряная роса.
VII. Домашнее задание:
упр. 5 стр. 173. Текст «Хлеб всему голова».
VIII. Подведение итогов урока.
IX. Дополнительное чтение из хрестоматии.
Е. Пермяк «Пичугин мост».
материал к уроку.
В долг зерно возьмет -Каравай вернет.
(Хлебное поле)
В желтом море Корабль плывет.
(Комбайн)
Овсом не кормят, Кнутом не гонят, А как пашет, Семь плугов тащит. (Трактор)
Ты не клюй меня, дружок, Золотистый петушок. В землю теплую уйду, К солнцу колосом взойду. В нем тогда таких, как я, Будет целая семья.
(Зёрнышко)
С неба солнце золотое Золотые льет лучи. В поле дружною стеною -Золотые усачи. Шевелят они усами И тихонько шелестят… Дни сменяются ночами, А они стоят, стоят. А когда уходят с поля Золотые усачи, В нашей печке золотятся Золотые калачи.
(Колосья)
Что две недели зеленится, Две недели колосится,
Две недели отцветает, Две недели наливает, Две недели подсыхает?
(Рожь)