Тема урока: Слово называет предмет.

0
792
явления

Цель урока:

Формирование умения различать предмет и слово как его название. Формирование навыков беглого и выразительного чтения.

Задачи урока:

1. Сформировать представление о предметности; использовать в упражнениях группу слов, обозначающих предметы, вещи, людей, живот­ных, одежду и т.д., учить различать слова, которые отвечают на вопросы «кто?» и «что?»; продолжить работу по правописанию с большой буквы имен людей и кличек животных; учить не смешивать правописание имен собственных и имен нарицательных (например, собака Жучка, кошка Мур­ка).

2. Развивать умение наблюдать, делать посильные выводы и обобще­ния, учить спрашивать.

3. Воспитывать положительное отношение к учебе; аккуратность при письме.

Ход урока

I. Психологический настрой.

II. Проверка домашнего задания.

Чтение текста «Жаворонок», ответы на вопросы.

III. Чистописание.

1. Письмо слов мышка, заяц, лица, птица; предложения Заяц помог птице.

2. Звуко-буквенный разбор слова заяц. Заяц … б., … зв., …гласи., … согл.,… ел. Почему звуков больше, чем букв?

IV. Работа над новой темой. Развитие речи и письмо.

1. Работа над пословицей. Чтение пословицы (упр. 1, стр. 146).

— Как вы понимаете смысл пословицы?

— Что такое слава?

2. Развитие монологической речи (упр. 2, стр. 147); рассмотреть кар­тинку и назвать, что на ней изображено.

3. Записать названия предметов: дать понятие того, что слово называет предмет. Выполнение упр. 2, стр. 147.

4. Распределение слов по общим названиям, упр. 3, стр. 147.

5. Самостоятельная работа: упр. 5, стр. 148.

6. Занимательная минутка:

а) Упр. 6, стр. 148 (придумать клички животным. С какой буквы на­пишем клички?).

б) Упр. 7, стр. 148, (в словах-отгадках подчеркнуть буквы, обозначаю­щие мягкость согласных). ‘

7. Работа над заучиванием стихотворения «Радуемся маю» У. Тур-манжанова.

Чтение текста. Работа над выразительностью чтения. Назвать слова, которые обозначают предметы.

V. Чтение и развитие речи: Е. Бехлерова «Капустный лист». 1. Слово учителя:

— Что вы можете сказать о человеке, который старается помочь дру­гим людям, у которых случилось несчастье?

— Вспомните, а вы когда-нибудь помогали в таких случаях родным или незнакомым людям, своим друзьям?

— Надо ли в таких случаях постоянно напоминать о том, что вы им помогли?

2. Чтение сказки Е. Бехлеровой «Капустный лист».

3. Развитие речи: придумайте конец сказки.

— Удалось ли зайчику позавтракать листком?

— Правильно ли он поступил?

4. Чтение сказки по ролям, обратить внимание на интонацию слов во­робышка, бабочки.

VI. Домашнее задание:

упр. 4, стр. 147, упр. 9, стр. 149. Чтение сказки «Капустный лист» Е. Бехлеровой.

VII. Подведение итогов урока.

VIII. Дополнительное чтение из хрестоматии.

«Капустный лист» Е. Бехлеровой (окончание сказки).

«Пожалуй, утонет…» — подумал зайчик. Не долго думая кинул свой лист в воду.

— Вот тебе лодка, спасайся!

Мышка взобралась на лист и приплыла к берегу.

— Спасибо тебе, зайчик! — сказала она и убежала.

А тем временем капустный лист подхватило течением, и он уплыл, издали похожий на зеленую круглую лодочку.

— Эх, уплыл мой завтрак! — воскликнул зайчик.— Ну ничего, зато я напоил воробышка, спрятал от дождя бабочку и спас полевую мышку.