Р/Р ТЕКСТ

0
870

Цели: сообщить о важнейших признаках текста; формировать умение составлять текст.

Оборудование: проектор, экран, компьютер

Ход урока

I. Наблюдение (упр. 63).

II. Выразительное чтение текста. (Плакат, проекция на доске.)

Плохо

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький, взъерошенный котенок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет.

В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

– Как вам не стыдно!

– А что стыдно! Мы ничего не делали! – удивились мальчики.

– Вот это и плохо! – гневно ответила женщина.

В. Осеева

В о п р о с ы :

– Что заставило женщину отогнать собаку?

– Чему удивились мальчики?

– Верно ли сделала замечание женщина?

– А как бы вы поступили? Почему?

– Смогли бы вы сделать замечание о неправильном поступке незнакомому человеку?

III. Нахождение признаков текста.

Учитель сообщит, какими признаками должен обладать текст, в процессе разбора текста учащиеся находят названные признаки.

1. Заглавие.

2. В заглавии прямо или косвенно должна отображаться тема (то, о чем говорится в тексте), основная мысль (то, в чем убеждает вас автор).

3. Начало.

4. Тема и основная мысль раскрываются на протяжении текста. Как правило, текст делится на три части: I. Вступление. II. Основная часть. III. Заключение.

Именно в заключении присутствует элемент конца текста.

5. Конец текста.

6. Все части связаны между собой по смыслу и по строению.

7. Текст имеет композиционную завершенность (в начале текста мы оттолкнулись от названия «Плохо», в конце текста в речи героини опять звучит это слово – «плохо». Именно оно является ключевым (главным) в раскрытии поведения ребят).

V. Выполнение упражнения 64, проверка.

С о о б щ е н и е у ч и т е л я: фрагмент текста также можно считать текстом, если в нем все понятно без дополнительных разъяснений и есть возможность его озаглавить (или присутствует заглавие).

Домашнее задание: упражнение 65, выучить признаки текста.