Цели урока: усвоение знаний об особенностях внешнего строения одноклеточных животных и их образе жизни: совершенствование умения работать с текстом учебника, с рисунками и таблицами.
Оборудование: таблица «Тип Простейшие», тематические карты с вопросами, заданиями по теме урока, микроскоп, рисунки простейших.
Ход урока
Организационный момент
Изучение нового материала
Записываем тему урока на доске. Определяем цель и задачи урока.
Открытие и изучение простейших животных было тесно связано с изобретением и усовершенствованием микроскопа. Существование этих организмов было установлено в 70-е годы XVII века голландцем Антони Ван Левенгуком. Истинные же представления о простейших и их месте в системе животного мира начали складываться значительно позже, с середины XIX века, когда эти мельчайшие организмы были выделены в тип простейших. До недавнего времени этот тип включал всех одноклеточных животных. Однако при изучении представителей разных групп под электронным микроскопом было выяснено, что между ними имеются существенные различия. Поэтому в настоящее время одноклеточных животных разделяют на 5 самостоятельных типов, из которых мы рассмотрим только 3.
На доске строится схема. Учитель объясняет принцип ее построения и информацию, которая в ней заложена. Для того, чтобы разобраться с названиями простейших, учащиеся слушают небольшой рассказ учителя.
Нам известно, какая удивительная картина открылась перед Левенгуком. В капельке воды, взятой из бочки, плавало бесчисленное множество живых существ всевозможных форм. Что это за существа и как назвать их, Левенгук не знал. Они невероятно малы, и он называл их просто «анималькули», что значит «маленькие животные», «зверюшки».
1 Гип Я. Я. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя — М., 2000.
Через пол года, желая узнать, от чего зависит жгучий вкус перца, Левенгук попытался отделить мельчайшую частицу. Когда ему это не удалось, он решил предварительно размочить перец и залил его водой. Несколько дней спустя, посмотрев через линзу на каплю перечного настоя, он и там увидел невероятное количество «маленьких животных». Одни имеют вид удивительных маленьких звездочек, другие — треугольников, полумесяцев, третьи напоминают колокольчики, сидящие на длинных ножках, четвертые постоянно меняют свою форму, как крошечные капли масла, переливающиеся то в ту, то в другую сторону, и т.д. Да разве опишешь все то, что можно увидеть в одной только капле перечного настоя! Важно другое, ведь теперь в руках у Левенгука был способ разводить «маленьких животных».Оказалось, что их можно разводить не только в настое из перца, но и в настоях из травы, сена и различных семян. Теперь-то Левенгук уже знал, какое «ученое» имя можно присвоить этим животным.
Они разводятся в настоях трав, и он называет их «инфузории», то есть «на- стойные», «наливочные» — от латинского слова «инфузум», что значит «настой», «наливка». Тогда он называл этим названием все организмы, обитающие в настое. Сейчас же это название закрепилось лишь за одной группой животных с удлиненной, обтекаемой формой тела, покрытого многочисленными ресничками-органами передвижения. А переливающихся то в одну, то в другую сторону животных в настоящее время называют саркодовыми (от греч. «саркос» — плазма (жидкая).
Царство Подцарство |
Животные Одноклеточные, или Простейшие (30 000 видов) |
|||
Тип |
Саркожгутиконосцы (18 000 видов) |
Инфузории (6 000 видов) |
Споровики (3 600 видов) |
|
Класс |
Саркодовые (11 000 видов) |
Жгутиконосцы (6 000 видов) |
||
Представи тели |
Амеба-протей Амеба дизентерийная |
Эвглена зеленая Трипаносома Лямблия |
Инфузория- туфелька Инфузория- Бурсария Сувойки |
Малярийный плазмодий |
Почему животные этой группы получили название одноклеточные, или простейшие?
К одноклеточным относятся животные, тело которых состоит из одной клетки, но является самостоятельным организмом. Известно, что они имеют микроскопические размеры и рассмотреть их можно только в поле зрения микроскопа. Простейшими их называют, потому что они относительно других животных устроены довольно просто. В состав клетки входит цитоплазма, ядро, оболочка, отделяющая внутреннее содержимое клетки от внешней среды (рис. 34, стр. 26 и рис. 35, стр. 27).
Как мы видим на схеме, к одноклеточным или простейшим, принадлежит более 30 ООО видов, которые обитают в морях и океанах, пресных водоемах, в почве. Часть из них (около 3000 видов) — паразиты животных и человека. Обязательным условием для жизни простейших является наличие жидкой среды: это и вода в различных типах водоемов, и влага в почве, и кровь, и полостная жидкость в организме животного.
О Составьте схему, отображающую разнообразие простейших и их сред обитания.
Простейшие |
||
Свободноживущие |
Паразитирующие |
|
Почвенные |
Водные |
|
Акантамеба |
Пресноводные амебы |
Лямблии |
Раковинные амебы |
Эвглена |
Балантидий |
Некоторые виды инфузорий |
И нфузория -туфел ька Бурсария |
Лейшмании |
(Учитель приводит примеры простейших и дополняет схему ими).
Размеры этих организмов колеблются в очень широких пределах. Наиболее мелкие из них, паразитирующие в клетках крови млекопитающих, не превышают 2-4 мкм (микрометр — 0,000001 м.); некоторые инфузории достигают 1,5 мм в длину, паразитическое простейшее грегарина — до 1 см; раковины морских корненожек — фораминифер, обитающих на больших глубинах, могут достигать 5—6 см в диаметре.
Форма тела также очень разнообразна: овальная, шаровидная, веретеновидная, трубковидная; может быть постоянной (жгутиковые, инфузории) или изменчивой (амеба). Относительное постоянство формы тела у простейших обусловлено наличием многослойной наружной оболочки. Некоторые одноклеточные животные покрыты раковинками. У одних видов они состоят из рогового вещества и песчинок или пропитаны известью. Раковины имеют защитное значение, но не всегда только это.1
У некоторых морских фораминифер, радиолярий, обитающих в толще воды, раковины и «скелеты» имеют долинные радиально расходящиеся иглы. С чем может быть связано такое строение?
О Ответить на вопрос, изучив предварительно пункт «Передвижение» — стр. 26-27.
Инфузория-туфелька плавает с большой скоростью. В одну секунду она проплывает путь, в 8— Юраз превышающий длину ее тела. Медленнее плавают эвглены. Амебы ползают по дну, парят в воде значительно медленнее эвглен. Объясните, почему?
Какие выводы можно сделать на основании следующих фактов:
а) инфузории перемещаются из капли воды с кристалликом поваренной соли в каплю с чистой водой;
б) эвглены зеленые переплывают из затемненной части в освещенную, а амебы, наоборот, из освещенной в затемненную? Что общего между этими явлениями?
Учащиеся могут найти ответ на вопрос в учебнике, стр. 27, но можно провести и эвристическую беседу, тем более что термин «раздражимость» учащимся уже известен.
В ходе беседы выясняем:
& движение простейших в ответ на действия среды — раздражение;
& фактор среды, влияющий на состояние организма (свет, соль, бактерии…) — раздражитель;
& свойство организмов отвечать на действия раздражителей — раздражимость — это свойство всех живых организмов.
Учитель обращает внимание учащихся на доску (или тематическую карту). Таксис (от греч. taxis — расположение) — двигательная реакция в ответ на одностороннедействующий раздражитель, свойственная свободно передвигающемуся организму.
Фото- свет к раздражителю — положительный
Термо- температура от раздражителя — отрицательный
Гидро- вода
Хемо- химические вещества
О Дайте названия двигательным реакциям простейших, приведенных как примеры в предыдущем вопросе.
Закрепление материала.
К какой среде обитания приспособлены животные? Где их можно встретить?
В желудке жвачных млекопитающих — коров, овец, оленей, питающихся грубой растительной пищей, живут особые инфузории. Общая их масса в одном желудке коровы достигает 3 кг. Эти инфузории не причиняют вреда своему хозяину, скорее наоборот.
Какова роль этих инфузорий в жизни жвачных животных?
Кроме этой среды обитания, простейшие адаптировались к жизни в воде (толща и дно водоемов) и почве (влажные пленки почвы). Самое главное условие: наличие достаточного количества воды потому что в активном состоянии клетки не способны противостоять высыханию.
О какой особенности простейших говорит стихотворная строка из поэмы Эразма Дарвина «Храм природы»: Атам играет формами протей, То куб, то шар, то будто червь иль змей…
Почему органы передвижения амебы — ложноножки, или корненожки — получили такое название?
Какие органы передвижения имеются у других групп простейших?
Для чего одноклеточным необходимо активное движение? Отвечая на последний вопрос, обязательно применение термина «раздражимость».
Итог урока
Что на уроке было главным? Что было интересным? Что нового сегодня узнали? Чему научились?
Домашнее задание
§ 8, записи в тетради, термины.
Индивидуальное задание: подготовить сообщение о простейших, ведущих прикрепленный образ жизни.
> Рекомендуемая литература:
Васильев И. Следопыты в стране анималькулей. М., 1959.