Косвенная речь

0
966

9 класс
Тема занятия: Понятие о косвенной речи. Замена прямой речи косвенной.
Цель: через восприятие знаний о косвенной речи, о способах замены прямой речи косвенной учащиеся научатся употреблять их в речи.
Задачи:
-учащиеся познакомятся со способом передачи чужой мысли – косвенной речью;заменят прямую речь косвенной;
-закрепят навыки самостоятельной работы над темой; будут рассуждать,
анализировать.
-поймут значимость самоанализа, самоконтроля при выполнении
групповых и индивидуальных заданий; примут активное участие
в обсуждении общих заданий; задумаются о внимательном отношении
к слову.
Ход занятия:
1. Побуждение.
1/ Сравнительная характеристика предложений:
– «Рагим! Расскажи сказку…» – прошу я старика.
– Я попросил Рагима, чтобы он рассказал сказку.
2/ Даиграмма Венна:

Прямая речь Чужая речь Косвенная речь
– чужая речь, которая
передается без изменения -чужая речь, которая передается в измененной форме

3/ Таблица предположений:

Косвенная речь –
Случаи замены прямой речи косвенной-

2. Реализация значения
1/ Сопоставление с правильным ответом:
Жигсо – 2: учащиеся группы читают свою часть правила, понимают ее,
затем расходятся в экспертные группы и там объясняют эту часть задания, учащиеся с другой группы соответственно объясняют свою часть правила, таким образом, класс усваивает весь теоретический материал:
– Косвенная речь – 1 группа
– Случаи замены прямой речи косвенной – 2 группа

2/ Распределительный диктант:

1. «Хочешь, я расскажу тебе песню? »- соглашается Рагим.
2. Народная мудрость гласит, что рожденный ползать – летать не может!
3.Уж подумал, что в небе, должно быть, и в самом деле пожить приятно, коль он так стонет.
4. «Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, все прахом будет…» – подумал уж.
5.Змея подумала, как ей там ползать.
6. И крикнул Сокол с тоской и болью, собрав все силы: «О, если б в небо хоть раз подняться!..»
7. Он предложил свободной птице, чтобы она подвинулась на край ущелья и бросилась вниз.
8. «Я знаю счастье!..Я видел небо.» – ответил Сокол.
9. Дрожало небо от грозной песни: «Безумство храбрых – вот мудрость жизни !»
1 2 3 4 5 6 7 8 9
п к к п к п к п п

3/ За малым круглым столом учащиеся заменяют прямую речь в косвенную.

1. «Хочешь, я расскажу тебе песню? »- соглашается Рагим.
Рагим соглашается, чтобы рассказать мне песню.
4. «Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, все прахом будет…» – подумал уж.
Уж подумал, что летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, все прахом будет .
6. И крикнул Сокол с тоской и болью, собрав все силы: «О, если б в небо хоть раз подняться!..»
И крикнул Сокол с тоской и болью, собрав все силы, что в небо б ему хоть раз подняться.
8. «Я знаю счастье!..Я видел небо!» – ответил Сокол.
Ответил Сокол, что он видел счастье, что он видел небо.
9. Дрожало небо от грозной песни: «Безумство храбрых – вот мудрость жизни !»
Дрожало небо от грозной песни, что безумство храбрых – это мудрость жизни.

3. Рефлексия
1. Литературный кружок – групповое расследование
– текст Максим Горький «Песня о Соколе»
– распределение ролей:
Пересказчик – его задача подготовить пересказ содержания сказки со своей точки зрения или в собственном видении. Он рассказывает, заменяя прямую речь косвенной.

Исследователь – его задача изучить всесторонне и представить характер главного героя. /Ассоциативный кластер. Диаграмма Венна.
Характеризующая карта /

Составитель вопросов – готовит вопросы по основным событиям.
/Вопросы низкого и высокого уровня /

Искатель цитаций – найти афоризмы и поговорки, раскрывающие тематику песни

Художник – его задача дать словесное описание героя / нарисовать рисунок /
Современник- его задача связать основные идеи или события с сегодняшней жизнью.

Оценка
Шесть
основных
уровней

Таксонимии
Блума

Цель

Стратегии

критерий

дескриптор балл Об
щий балл
Знания Мозговая атака Запоминание,заучиване
распознавание,
воспроизведение Активно вовлечен в диолог 3
Участвует в диологе 2
Не участвует 1
Понима-
ние Жигсо-1 Интерпретация.
Перевод с одного средства на другой.
Передача своими словами. Задание выполнено полностью 3
Задание выполнено не полностью 2
Задание не выполнено 1
Примене-
ние Распределительный
диктант.
Применение на практике.
Использование информации для достижения результата. Применяет полностью 3
Применяет не полностью 2
Не применяет 1
Анализ Литературный кружок Разделение на составные с целью демонстраций способа образования; обнаружение структуры коммуникации; определение мотивов Анализирует, делает выводы 3
Участвует в диологе 2
Не участвует в работе 1
Синтез Диаграмма
Венна Выведение единого, подлинного результата: слова или объекта Выходит из ситуации 3
Затрудняется 2
Не находит выхода 1
Оценка
Эссе Принятие решений; устранение проворечий и полярности мнений Мыслит креатино 3
Логическое мышление 2
Типичное мышление 1

Нурсапина Ардак Сайлауовна
Учитель русского языка и литературы
средней школы имени Ы. Кабекова
села Екпин Тарбагатайского района ВКО

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите свой комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь