Звук. Характеристики звука

0
524
информатика

Цель: сформировать понятие звуковой волны. Побуждать учащихся к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности, воспитать интерес к физике.

Ход урока

I . Организационный момент

II . Проверка домашнего задания

1. Назовите два фундаментальных способа передачи энергии и импульса в пространстве.

2. Какой процесс называется волновым?

3. Назовите условие распространения механической волны.

4. Объясните процесс возникновения и распространения продольной волны в твердом теле и газе.

5. Какая волна называется поперечной?

6. В чем отличие отраженной поперечной волны в шнуре с закрепленным и незакрепленным концами?

III . Изучение нового материала

Эксперимент 1

Возьмите крепкую бечевку (60 см) и привяжите к ней посередине металлическую ложку. Конец бечевки привяжите к указательным пальцам. Оба конца должны иметь одинаковую длину. Заткните уши пальчиками. Наклонитесь вперед, чтобы ложка сво­бодно повисла и столкнулась с краем стола. Послышится звук, напоминающий звон.

– Почему? Ударяясь о стол, металл начинает колебаться. Эти колебания по бечевке передаются ушам. Мы слышим потому, что наши уши воспринима­ют различные колебания. Чтобы издавать звук, предмет должен колебаться. Колебания от него передаются воздуху и распространяются в нем. Колеблю­щиеся молекулы воздуха ударяются о барабанную перепонку, из-за этого она тоже колеблется. Эти колебания идут дальше через костную ткань и жид­кость в ухе, пока не доходят до слухового нерва, а он посылает сигнал в мозг.

Эксперимент 2

В колокол помещают электрический звонок. И включают. Слышен звук. На­чинаем выкачивать воздух, по мере разряжения воздуха громкость становится меньше, пока совсем не становится неслышной.

Почему? Отсутствует среда, в которой распространяются колебания.

Вывод: звук может распространяться в газах, жидкостях и твердых телах.

Звук обусловлен механическими колебаниями в упругой среде и телах (твер­дых, жидких и газообразных), частоты которых лежат в диапазоне от 16 до 20 000 Гц и которые способно воспринимать человеческое ухо.

Раздел физики, изучающий звук, – акустика. Любое тело (твердое, жидкое или газообразное), колеблющееся со звуковой частотой, создает в окружающей среде звук.

Эксперимент 3

Переливание воды из одного сосуда в другой. Удар молотка по наковальне.

Чаще всего звуковые волны достигают наших ушей по воздуху. Но звук рас­пространяется в воде и твердых телах. Нырнув с головой во время купания, мож­но услышать звук от удара двух камней, производимого на большом расстоянии.

Хорошо проводит звук земля.

Звуковая волна представляет собой последовательность сжатий и разряже­ний упругой среды, распространяющуюся с определенной скоростью. Это волна продольная.

Сжатие и разряжение воздуха вызывает колебания давления относительно среднего атмосферного давления

Громкости звука соответствует изменение давления Dr на несколько десятков Паскалей.

Ухо человека воспринимает Dr – 10