Занятие 23 РАДОСТЬ ПОЗНАНИЯ

0
1404
биология

Цель занятия: стимулировать и развивать познавательный интерес к миру природы; пробудить у детей эмоциональный от­ клик на красоту природы родного края; воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Методы: беседа, рассказ, объяснение, игра, практическая работа, чтение произведения.

Ресурсы: хрестоматия, аудиозапись «Звуки природы», ви­ деоролики о природе Казахстана, «медальоны» с картинками природы, разные комнатные растения.

Круг единства с природой

Воспитатель обращает внимание детей на новые цветы в кабинете самопознания.

Пройдемся радостно по кругу

И «здравствуй» скажем, каждому цветку. Мы то мгновенье не забудем,

Почувствуем любовь и красоту!

Побеседуем

Воспитатель предлагает посмотреть видеоролики или рас­ смотреть пейзажи с изображением природы Казахстана. Звучат звуки ‘природы.

Что запомнилось вам из фильма?

А что вам нравится в природе нашего края? (Рассуждения детей).

Отгадаем

– Думаю, что вы знаете природу, и предлагаю вам отгадать
загадки о природе:

– Блещет в речке чистой спинкой серебристой. (Рыба).
Ах, не трогайте меня! Обожгу и без огня! (Крапива).

Не заботясь о погоде, в сарафане белом ходит. А в один из теплых дней май сережки дарит ей. (Береза).

Летом в пруду и в болоте вы ее найдете. Зеленая квакушка
– это, конечно,.. .(Лягушка).

Побеседуем

– Мы живем в Казахстане. У нас богатая, разнообразная при­ рода: есть и степи, и моря, и леса, и пастбища, и горы, и реки. На
казахстанских просторах много солнца, обитают разнообразные звери, птицы. Я тоже, как и вы, люблю природу родной земли.
Знаете, про человека говорят, что он – «дитя природы».

– Как вы думаете, почему так говорят?
(Размышления детей).

Поиграем

Разминка «Цветок»

Воспитатель предлагает проиграть разминку с движениями.

Спал цветок волшебным сном,

Был закрытым.

Но потом

Показался лепесток,

А за ним его дружок.

Вот и третий не проспал,

И четвертый не отстал.

Вот и пятый лепесток.

Вот раскрылся весь цветок!

Почитаем

В. Сухомлинский. «Цветок и снег» (чтение с инсцениров­ кой) :

Первый раз воспитатель читает рассказ полностью. Затем предлагает детям представить себя в образе веточки и поста­ раться изобразить пантомимой то, что «чувствовала» веточка.

Это было зимой. Вера каталась на санках. Возвращаясь до­ мой, она нашла возле куста сирени сломленную веточку.

Вера взяла веточку, принесла домой. Налила в кувшин воды, поставила в него ветку сирени.

Через несколько дней распустились почки, появились зеле­ ные листочки.

Однажды Вера посмотрела на зеленую веточку и всплеснула руками от радости. Между листочками зацвел фиолетовый цветок.

Девочка поставила кувшин с зеленой веточкой на окно. Ей показалось, что веточка со страхом смотрит на снежный ковер.

Вера внимательно – внимательно посмотрела на цветок, а потом сказала: «Не грусти, веточка, скоро весна».

Побеседуем

Воспитатель задает вопросы после проигрывания панто­ мимы.

Что вы почувствовали, когда представляли себя сломанной
веточкой?

А когда на веточке распустились цветочки? Какие чувства испытывала веточка, когда ее поставили на окно? Что почувствовала веточка, когда Вера сказала ей: «Не гру­ сти, скоро весна»?

(Рассуждения детей).

– Иногда мы не замечаем тех, кто меньше нас: букашку, тра­ винку, листочек, паучка. И, бывает, нечаянно наносим им вред,
обижаем. А ведь это все – живой мир матушки-природы. Поста­ раемся быть внимательными и заботливыми к ней.

Поиграем

Блиц – КВН «У природы нет плохой погоды»

– Дети, а вы знаете, что природа выражает к нам свое отно­ шение погодой? Что такое погода?

Ребята, подумайте, у природы может быть плохая погода? (Рассуждения детей).

Я предлагаю вам поиграть в быстрый КВН.

Задание такое: каждая команда из трех человек будет гово­ рить о том, что самая хорошая погода – это когда, например, Светит солнце, потому что… Идет дождь, потому что

Идет снег, потому что _______________

Тает снег, потому что

За победу в конкурсе каждая команда получает «медальон». “о каждом «медальоне» изображена предметная картинка на

тему природы. Например, кузнечик, муравей, оса, рыбка, тра­ винка и т.д.

Обобщаем

— Посмотрите, что нарисовано на ваших «медальонах»? Это ваши друзья, потому что человек может быть другом и кузнечику, и рыбке, и травинке.

Возьмите друг друга крепко за руки. Чувствуете, как прият­ но быть вместе? Вот и в нашей природе все взаимосвязано, всем хорошо друг с другом, все нужны друг другу.

Круг «От сердца к сердцу»

— Все в природе красиво по-своему. Давайте скажем:

Заискрилось солнышко

И высохли слезинки,

Разноцветной радугой

Все вспыхнуло вокруг.

Самое хорошее,

Что есть в огромном мире, –

Природа – наш настоящий, верный друг.

Домашнее задание

— Вы любите гулять? А рисовать? Давайте объединим эти два интересных занятия. В альбоме постарайтесь изобразить
красивый уголок природы. Вы справитесь, а поможет подсказка художника, который уже нарисовал половину картинки. Другую
– дорисуйте сами и все раскрасьте.

Дополнительный материал к занятию

Подвижные игры. Предложите детям изобразить разных животных Мы – большие киты. Плывем медленно, не торопим­ ся. Широко раскрываем рот, глотаем воду; выпускаем фонтан­ чики – фу-фу. Мы большие киты, мы добрые киты, никого не обижаем, никого не боимся. Вдруг на горизонте показался кито­ бойный корабль, нам нужно спрятаться. Мы набрали побольше воздуха и нырнули глубоко (присели).

Мы — лягушки. Сначала плаваем в воде, а потом выпрыгива­ ем на берег. Мы проголодались, поймаем комарика. А чтобы он

нас не заметил, замрем, не будем двигаться (приседаем и не дви­ гаемся), высунем язычок, которым и поймаем комара.

Мы’- стайка рыбок. Плывем молча, ведь рыбы молчат. Мы рыбки маленькие, нас может догнать большая щука. Вот она плывет к нам (воспитатель изображает щуку). Рыбки быстрень­ ко уплывают, разбегаются в стороны, щука старается поймать

кого-нибудь.

А теперь пройдемся как гуси, переваливаясь с одной ноги на другую. Мы спешим к речке, будем там плавать. Поплавали в реке вышли на берег, отряхнули перышки, наши перышки не намокли, они остались сухими.

Превращаемся в лебедей – лебеди любят плавать. Мы идем к озеру, машем крыльями и вытягиваем свои длинные шеи, кри­ чим по-лебединому: «кли-кли». Пришли к озеру, сложили кры­ лья, нырнули и поймали рыбку.

Мы – раки. Ползаем по дну и пятимся назад, шевелим клеш­ нями.

Мы – крабы. Вышли на берег моря погулять. Ходим по бере­ гу боком, переставляем клешни.

Превращаемся в улиток – высовываем рожки (пальцы рук) и медленно ползем по листу водного растения.

поурочные планы для предшколы, Самопознание