Тема: Большая буква в именах собственных
Цель: Дать понятие о правописании большой буквы в именах собственных.
Развивать орфографическую зоркость.
Воспитание интереса к русскому языку.
Ход урока:
Организационный момент
Минутка чистописания: на доске буквы ь ш я а о б л
– Какая буква лишняя? Обоснуйте свой ответь. (Лишняя буква ь, она не обозначает звука.)
– На сколько групп можно разделить остальные буквы? (На две гласные и согласные)
– Напишите каждую букву с новой строки, соединив буквы в цепочки.
Работа над новым материалом
На доске написан текст:
К празднику наряжали класс Андрей Соколов и Люда Иванова. Им помогали Нина Петрова и учительница Ирина Васильевна.
– Прочитайте текст. Назовите в нём имена
– С какой буквы написаны имена?
– Найди в тексте отчество.
– Как написано отчество?
– Прочитайте фамилии, имеющиеся в тексте.
– Как написаны фамилии?
– Сформулируйте правило.
– Как вы думаете, зачем человеку имя?
– Теперь запишите своё имя в тетради. Рядом напишите имена своих друзей. (Учитель записывает несколько имён на доске.)
– Образуйте от данных имён отчества.(Дети делают вывод, что отчества образуются только от мужских имён.)
Физкультминутка
На доске запись: Москвин, Толстоногов, Сластёнин, Гончаров, Хлебников, Николаев, Курносов, Луговой.
– Прочитайте фамилии, спишите.
– Как вы думаете по какому признаку они раньше давались людям?
Работа по учебнику:
Стр.103 упр. 252. Прочитай стихотворение. Найди и выпиши имена собственные.
Упр. 253. Отгадай загадки. Назови персонажей сказок. Запиши их имена. Большую букву подчеркни.
Итог урока: Что нового вы узнали на уроке?
– Как пишутся имена собственные?
Объявление оценок.
Домашнее задание: стр. 106 упр. 257. Подготовиться к сочинению.