Список тем:
|
|
Пример разработки урока:
Урок 1. Тема “Явление природы. Физика-наука о природе. Физика и техника.”
Цели:
- Объяснить необходимость изучения физики, роль органов чувств человека.
- Побуждать учащихся к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности.
- Воспитать интерес к физике.
Проверка домашнего задания.
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Вступительная беседа
Во вступительной части учитель рассказывает, что будут изучать учащиеся в этом учебном году, какие задания их ждут.
Также необходимо напомнить технику безопасности на уроках физики и во время проведения лабораторных работ.
III. Новый материал
План:
1. Возникновение физики
2. Органы чувств человека как источник информации
По словам французского писателя Жозефа Эрнеста Ренана (1823-1892), «каждый школьник знаком теперь с истинами, за которые Архимед отдал бы жизнь». За последние 400 лет человеческая цивилизация прошла путь познания, неизмеримо больший, чем за всю свою предшествующую историю.
За эти годы люди освоили географию и недра Земли, покорили океан. Человек создал устройства, позволившие ему летать и передвигаться по земле с огромной скоростью, общаться с жителями других континентов, не выходя из собственного жилища, и видеть происходящее в иных краях. Он освоил источники энергии, решил проблемы обеспечения пищей, научился предотвращать эпидемии самых страшных болезней.
Эти достижения – плоды научного подхода к познанию природы. Научный дух зародился в Древней Греции. На смену мифам пришли натурфилософские представления о материи, пространстве и времени. Стало возможным от наблюдений перейти к размышлениям об устройстве мира, причинах и первоосновах происходящего на Земле. Именно «древнегреческому чуду» люди обязаны зарождением физики – науки, преобразовавшей жизнь человека за сотые доли исторического пути цивилизации.
Важнейшие физические открытия не только продвигали вперед науку: переворачивая мировоззрение людей, они не раз меняли судьбы мира.
Система Коперника и теория относительности сформировали облик современного человечества в не меньшей мере, чем войны и революции.
Благодаря итальянцу Галилео Галилею (1564-1642 гг.) в естествознание вошло число, от наблюдений ученые перешли к измерениям и расчетам. Это позволило «спрессовать и упорядочить огромный массив фактов, переведя их на язык формул.
Физика, как и любая другая наука, основывается на количественных наблюдениях.
Галилею также было ясно, что все тела, находящиеся на вращающейся Земле, участвуют в ее движении, подобно тому, как пуля, привязанная или не привязанная к ядру, участвует в одном с ним движении. Камень, падающий с вершины мачты, будет участвовать в движении корабля после отрыва от нее в такой же степени, в какой участвовал в нем, находясь на ее вершине.
Значит, камень, брошенный с вершины башни, которая стоит на земле неподвижно, упадет к подножию независимо от того, движется планета или покоится. В конечном счете, эксперименты, как реальные, так и воображаемые, позволили Галилею отвести выдвигавшиеся ранее физические возражения против движения Земли.
Органы чувств человека как источник информации
Органы чувств человека сформировались в процессе длительной биологической эволюции.
Являясь источником информации об окружающем мире, они обеспечивают необходимый уровень адаптации человека к возможным изменениям внешней среды. Вместе с тем органы чувств ограничивают возможности познания человеком природных явлений из-за сравнительно узкого диапазона воспринимаемых ими информационных сигналов.
Большую часть (до 80 %) информации об окружающем мире мы получаем через глаза.
Наши глаза специально предназначены для того, чтобы снабжать нас информацией о глубине, расстоянии, величине, движении и цвете. К тому же они способны двигаться вверх, вниз и в обе стороны, давая нам максимально широкий обзор.
Однако человеческий глаз не может воспринимать сверхвысокую интенсивность излучения и различать последовательные короткие сигналы. Крайне невелика и разрешающая способность глаза: минимальный размер объекта, различаемого глазом, оказывается порядка микрона.
Невелики пороговые возможности восприятия малой и большой интенсивности звука органами слуха.
Мы слышим, потому что наши уши реагируют на звуковые волны или на малейшие изменения давления воздуха. Они преобразуют эти волны в электронные импульсы и передают их в мозг, где те трансформируются в звуки.
Громкость – уровень энергии в звуке – измеряется в децибелах. Шепот приравнивается приблизительно к 15 дБ, шелест голосов в студенческой аудитории достигает примерно 50 дБ, а уличный шум при интенсивном дорожном движении – около 90 дБ. Шумы выше 100 дБ могут быть невыносимыми для уха человека. Шумы порядка 140 дБ (например, звук взлетающего реактивного самолета) могут оказаться болезненными для уха и повредить барабанную перепонку.
Рецепторы вкуса чувствительны только к ограниченному набору химических соединений и веществ, потребляемых организмом.
Органы обоняния реагируют лишь на некоторые газы, пары и их смеси в узком диапазоне концентрации.
Органы осязания не позволяют отличать друг от друга достаточно мелкие шероховатости и различать слабые раздражители. Находящиеся в коже нервные окончания, называемые рецепторами, позволяют почувствовать легкое прикосновение, давление, изменение температуры и боль. Их особенно много на кончиках пальцев. Диапазон воспринимаемой температуры, а также концентрации вредных жидкостей на коже невелик и обеспечивает лишь режим биологического выживания организма.
Несмотря на ограниченный диапазон восприятия органов чувств, человек сумел определить структуру вещества и понять природу многочисленных эффектов вне этого диапазона.
IV. Закрепление изученного
- Почему Галилео Галилея считают первым физиком?
- Что является предметом изучения физики?
- Какова приблизительная громкость шепота в дБ?
- Назовите органы чувств человека.
- Через какой орган чувств человек получает наибольший объем информа¬ции по сравнению с другими?
Домашнее задание § 1-2