Список тем:
|
|
Пример разработки урока:
Урок 27.
Реформа 1867-1868 гг. в Казахстане
Цели: Показать содержание, значение и характер реформы, подготовленной с целью изменения системы управления Казахстаном в 60-е годы XIX в., объяснить последствия реформы, привить учащимся навыки анализа политических и социальных последствий реформы, воспитать гуманность, любовь к родной земле.
На изучение данного материала отводится 2 часа. Первый час в виде урока-лекции, второй — в виде семинара.
Проверка домашнего задания.
План первого урока, проводимого в виде лекции.
- Подготовка реформы.
- Административно-территориальное деление Казахстана по реформе.
- Колониальная сущность реформы.
Ход урока:
Урок следует начать с раскрытия того, какие предпосылки существовали для изменения управления национальными окраинами России; далее рассказать о том, что существующие до этого времени реформы не отвечали целям хозяйственного развития. Российское правительство принялось осуществлять ряд реформ, позволяющих в корне изменить социально-политическую жизнь в восточных национальных окраинах. Широкое распространение нашли капиталистические отношения. Отметим, что царская Россия старалась сохранить национальные окраины, в том числе и Казахстан, в качестве источника богатых и дешевых запасов сырья.
До принятия реформы Казахстан был разделен на два генерал-губернаторства (Оренбургское и Западно-Сибирское).
“Устав о сибирских киргизах” 1822 г. и “Устав об оренбургских киргизах” 1824 г. не отвечали требованиям развивающихся капиталистических отношений. Россия поставила цель – в корне изменить систему управления Казахстаном. В 60-е годы XIX в. была образована комиссия, которую возглавил статс-секретарь И.И.Бутков. Комиссия предложила разделить всю казахскую степь на две области — Западную, с центром в Тургайском крае, и Восточную, с центром в Сергиополе или Каркаралинске. Предложения комиссии были вручены оренбургскому генерал-губернатору А.П. Безаку. Последний потребовал от областного правления оренбургских казахов сбора необходимых сведений. Однако в 1865 г. в связи с уходом А.П.Безака в отставку новым губернатором был назначен Н.А.Крыжановский. Предложения комиссии Буткова не были приняты.
Теперь подготовку проекта реформы по изменению управления казахским краем была возложена на степную комиссию во главе с членом совета министерства внутренних дел Ф.К.Гирсом (перечислить членов, входивших в данную комиссию).
В соответствии с указом Александра II от 5 июня 1865 г. были составлены вопросы для изучения казахской стороны. Они охватывали также такие основные проблемы, связанные с введением новой системы административного управления, как виды землепользования, судебные дела, просвещение, подати, религиозные проблемы и др.
Отметим, что при подготовке реформы не принимались во внимание интересы народа. Шокан Уалиханов предложил перестроить управление Казахстаном на началах народного самоуправления. В своем письме “О судебной реформе” он подчеркивал необходимость введения социально-экономических новшеств. Комиссия, стремясь скорее ввести в действие реформу, советовалась лишь с представителями имущих классов — феодалами, и собрала только их сведения. В Западно-Сибирском генерал-губернаторстве комиссия доверяла лишь сведениям, собранным у крупных владельцев, среди которых были крупный бай Муса Шорманулы и султан-правитель Шынгыс Уалихан-улы, в Оренбургском крае данные были представлены старшим султаном-правителем Сейдалыулы и другими аристократами.
После завершения проекта реформы царь Александр II 11 июля 1867 г. утвердил “Временное положение об управлении в Семиреченской и Сырдарьинской областях”, 21 октября 1868 г. — “Временное положение об управлении в Тургайской, Уральской, Акмолинской, Семипалатинской областях”.
Территориальное деление казахских земель по утвержденному положению объясняем с помощью схемы; можно воспользоваться картой.
Назначили уездных начальников с двумя помощниками, одним из которых был представитель местной правящей верхушки.
Уезды делились на волости.
Волости на аулы.
Волостью управляли волостные.
Аулом — аульные.
В 1862 г. территория Букеевского ханства была включена в состав Астраханской губернии, в 1870 г. Мангышлакское приставство отошло под управление Кавказского военного округа, позже было включено в Закаспийскую область.
Отметим, что выборы волостных и аксакалов проходили в борьбе, межродовых спорах.
Можно привести отрывок из стихотворения Абая “Бо-лыс болдым мшекей” (“Вот я стал волостным”). Следует рассказать о том, что согласно реформе 1867-1868 гг. были снова учреждены военно-судебные комиссии и уездные суды, показать колониальную сущность реформы.
Судебное дело:
Военно-судебные комиссии.
Уездные суды.
В Сырдарьинской области сохранился суд казиев.
В казахской волости, в зависимости от числа кибиток, избирались от 4 до 8 биев.
Далее следует остановиться на положительном влиянии реформы 1867—1868 гг. на социально-экономическое развитие Казахстана, стали распространяться капиталистические отношения, усилилось социальное расслоение аульных жителей, началось формирование жатачества.
Оценка знаний учащихся.
- В какие годы была принята реформа и в чем заключаются ее особенности? (Реформа была принята в 1867— 1868 гг. и охватила всю территорию Казахстана.)
- Через какие ступени проходила новая система управления?
- Какой характер имело административное управление?
- На какие губернаторства и области разделилась территория Казахстана согласно реформе 1867-1868 гг.?
- Какие изменения претерпели судебные дела?
План второго урока, проводимого в виде семинара.
1. Повторение ранее изученного материала.
Вопросы для , проводимого в виде семинара.
- Как шли подготовительные работы к созданию реформы?
- Какую цель преследовало царское правительство при подготовке реформы 1867—1868 гг.?
- В каком году была принята реформа и на какие области управления делилась территорию Казахстана?
- Значение реформы 1867—1868 гг.
- Перестройка судебной системы.
- Роль реформы в социально-экономическом развитии Казахстана.
Можно выполнить проблемные задания и заполнить таблицы.
Домашнее задание: § 20