Поурочное планирование по истории Казахстана для 8-го класса (34 часа)

0
2145

Список тем:

  1. Социально-экономическое и политическое развитие Казахстана в XVIII в. Внутреннее и внешнее положение казахских ханств в первой четверти XVIII в.
  2. Борьба казахского народа против джунгарского нашествия.
  3. Предпосылки и ход присоединения Младшего жуза к России.
  4. Присоединение младшего жуза к России.
  5. Казахстан в середине XVIII в.
  6. Ханство Абылая.
  7. Участие казахов в крестьянской войне 1773-1775 гг. под предводительством Е.И. Пугачева.
  8. Восстание казахов младшего жуза под предводительством Сырыма Датова (1783-1797 гг.)
  9. Восстание казахов младшего жуза под предводительством Сырыма Датова (1783-1797 гг.)
  10. Культура Казахстана в XVIII в.
  11. Развитие Казахстана в XVIII в.(Повторительно-обобщающий урок)
  12. Ликвидация ханской власти в Казахстане.
  13. Казахи в Отечественной войне 1812 г. в России.
  14. Восстание 1837-1848 гг. под предводительством султана Кенесары Касымулы.
  15. Восстание 1837-1848 гг. под предводительством султана Кенесары Касымулы.
  16. Восстание шаруа 1836-1838 гг. во внутренней (Букеевской) орде.
  17. Восстание шаруа 1836-1838 гг. во внутренней (Букеевской) орде.
  1. Освободительная борьба казахских шаруа в 50-е гг. XIX в.
  2. Ссыльные революционеры в Казахстане.
  3. Торгово-экономические связи Казахстана с Китаем.
  4. Обобщающий урок “Социально-экономическое и политическое положение Казахстана в первой половине XIX в.”
  5. Казахстан – колония российской империи (вторая половина XIX века).
  6. Основание укрепления Верный (Алматы).
  7. Завершение колониального захвата Казахстана Россией и его последствия.
  8. Развитие просвещения.
  9. Развитие просвещения.
  10. Реформа 1867-1868 гг. в Казахстане.
  11. Освободительная борьба казахского народа против колониального угнетения в 60-70-х гг. XIX в.
  12. Экономическое развитие Казахстана.
  13. Казахско-Китайские торговые связи.
  14. Социально-политическое развитие Казахстана в конце XIX в.
  15. Переселение уйгуров и дунган в Семиречье.
  16. Русская демократическая культура и великий казахский ученый Шокан Уалиханов.
  17. Итоговое занятие.

Пример разработки урока:

Урок 27.

Реформа 1867-1868 гг. в Казахстане

Цели: Показать содержание, значение и характер реформы, подготовленной с целью изменения системы управления Казахстаном в 60-е годы XIX в., объяснить последствия реформы, привить учащимся навыки анализа политических и социальных последствий реформы, воспитать гуманность, любовь к родной земле.

На изучение данного материала отводится 2 часа. Первый час в виде урока-лекции, второй — в виде семинара.

Проверка домашнего задания.

План первого урока, проводимого в виде лекции.

  1. Подготовка реформы.
  2. Административно-территориальное деление Казахстана по реформе.
  3. Колониальная сущность реформы.

Ход урока:

Урок следует начать с раскрытия того, какие предпосылки существовали для изменения управления национальными окраинами России; далее рассказать о том, что существующие до этого времени реформы не отвечали целям хозяйственного развития. Российское правительство принялось осуществлять ряд реформ, позволяющих в корне изменить социально-политическую жизнь в восточных национальных окраинах. Широкое распространение нашли капиталистические отношения. Отметим, что царская Россия старалась сохранить национальные окраины, в том числе и Казахстан, в качестве источника богатых и дешевых запасов сырья.

До принятия реформы Казахстан был разделен на два генерал-губернаторства (Оренбургское и Западно-Сибирское).

“Устав о сибирских киргизах” 1822 г. и “Устав об оренбургских киргизах” 1824 г. не отвечали требованиям развивающихся капиталистических отношений. Россия поставила цель – в корне изменить систему управления Казахстаном. В 60-е годы XIX в. была образована комиссия, которую возглавил статс-секретарь И.И.Бутков. Комиссия предложила разделить всю казахскую степь на две области — Западную, с центром в Тургайском крае, и Восточную, с центром в Сергиополе или Каркаралинске. Предложения комиссии были вручены оренбургскому генерал-губернатору А.П. Безаку. Последний потребовал от областного правления оренбургских казахов сбора необходимых сведений. Однако в 1865 г. в связи с уходом А.П.Безака в отставку новым губернатором был назначен Н.А.Крыжановский. Предложения комиссии Буткова не были приняты.

Теперь подготовку проекта реформы по изменению управления казахским краем была возложена на степную комиссию во главе с членом совета министерства внутренних дел Ф.К.Гирсом (перечислить членов, входивших в данную комиссию).

В соответствии с указом Александра II от 5 июня 1865 г. были составлены вопросы для изучения казахской стороны. Они охватывали также такие основные проблемы, связанные с введением новой системы административного управления, как виды землепользования, судебные дела, просвещение, подати, религиозные проблемы и др.

Отметим, что при подготовке реформы не принимались во внимание интересы народа. Шокан Уалиханов предложил перестроить управление Казахстаном на началах народного самоуправления. В своем письме “О судебной реформе” он подчеркивал необходимость введения социально-экономических новшеств. Комиссия, стремясь скорее ввести в действие реформу, советовалась лишь с представителями имущих классов — феодалами, и собрала только их сведения. В Западно-Сибирском генерал-губернаторстве комиссия доверяла лишь сведениям, собранным у крупных владельцев, среди которых были крупный бай Муса Шорманулы и султан-правитель Шынгыс Уалихан-улы, в Оренбургском крае данные были представлены старшим султаном-правителем Сейдалыулы и другими аристократами.

После завершения проекта реформы царь Александр II 11 июля 1867 г. утвердил “Временное положение об управлении в Семиреченской и Сырдарьинской областях”, 21 октября 1868 г. — “Временное положение об управлении в Тургайской, Уральской, Акмолинской, Семипалатинской областях”.

Территориальное деление казахских земель по утвержденному положению объясняем с помощью схемы; можно воспользоваться картой.

Назначили уездных начальников с двумя помощниками, одним из которых был представитель местной правящей верхушки.

Уезды делились на волости.
Волости на аулы.
Волостью управляли волостные.
Аулом — аульные.

В 1862 г. территория Букеевского ханства была включена в состав Астраханской губернии, в 1870 г. Мангышлакское приставство отошло под управление Кавказского военного округа, позже было включено в Закаспийскую область.

Отметим, что выборы волостных и аксакалов проходили в борьбе, межродовых спорах.

Можно привести отрывок из стихотворения Абая “Бо-лыс болдым мшекей” (“Вот я стал волостным”). Следует рассказать о том, что согласно реформе 1867-1868 гг. были снова учреждены военно-судебные комиссии и уездные суды, показать колониальную сущность реформы.

Судебное дело:
Военно-судебные комиссии.
Уездные суды.

В Сырдарьинской области сохранился суд казиев.
В казахской волости, в зависимости от числа кибиток, избирались от 4 до 8 биев.

Далее следует остановиться на положительном влиянии реформы 1867—1868 гг. на социально-экономическое развитие Казахстана, стали распространяться капиталистические отношения, усилилось социальное расслоение аульных жителей, началось формирование жатачества.

Оценка знаний учащихся.

  1. В какие годы была принята реформа и в чем заключаются ее особенности? (Реформа была принята в 1867— 1868 гг. и охватила всю территорию Казахстана.)
  2.  Через какие ступени проходила новая система управления?
  3. Какой характер имело административное управление?
  4. На какие губернаторства и области разделилась территория Казахстана согласно реформе 1867-1868 гг.?
  5. Какие изменения претерпели судебные дела?

План второго урока, проводимого в виде семинара.

1. Повторение ранее изученного материала.

Вопросы для , проводимого в виде семинара.

  1. Как шли подготовительные работы к созданию реформы?
  2. Какую цель преследовало царское правительство при подготовке реформы 1867—1868 гг.?
  3. В каком году была принята реформа и на какие области управления делилась территорию Казахстана?
  4. Значение реформы 1867—1868 гг.
  5. Перестройка судебной системы.
  6. Роль реформы в социально-экономическом развитии Казахстана.

Можно выполнить проблемные задания и заполнить таблицы.

Домашнее задание: § 20