Список тем:
|
|
Примеры уроков:
Урок 9.
Строение Земли. Учение о литосферных плитах
Тема: “Строение Земли. Учение о литосферных плитах.”
Цели:
- Сформировать знания об оболочках Земли и строении земной коры.
- Развивать умение работать с картой.
- Воспитывать интерес к предмету.
Метод обучения: словесный.
Форма организации: коллективная.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: проблемное обучение.
Оборудование: 1. Физическая карта мира. 2. Таблица «Строение Земли». 2. Карта литосферных плит.
I. Организационный момент. Приветствие. Выявление отсутствующих.
II. Проверка домашнего задания.
- Особенности изображения земной поверхности (расстояние на мелкомасштабных картах можно определить лишь приблизительно).Изображение рельефа Земли (отдельные вершины и впадины обозначаются цифрами – Хан-Тенгри, Карагие, Белуха).
- Изображение поверхности вод (самые глубокие места обозначены цифрами; реки, озера)
- Изображение населенных пунктов (железнодорожные, морские пути, автомобильные, государственные границы).
- Сходства и различия плана и географической карты (разница масштаба; градусная сетка; охват территории; разница условных обозначений).
- Значение карты в жизни человека (особенности местности, поиск полезных ископаемых, земледелие, строительство, гидроэлектростанции, заводы, дороги, морской и воздушный транспорт, оборона, карта прогнозов погоды, научные исследования почвы, растительности, населения, промышленности, сельского хозяйства; в 1999 г. праздновали столетие Сатпаева, составившего карту прогноза месторождений полезных ископаемых).
III. Всесторонняя проверка знаний.
- Где на картах самая короткая параллель? (На полюсах)
- Можно ли использовать план местности для определения географических координат? (Нет)
- Если в полдень (в северном полушарии) летом вы идете на север, то где от вас будет тень? (Впереди)
- Как называется остров, о котором говорят: «футбольный мяч, расположенный у носка итальянского сапога»? (Сицилия)
- Какой пролив соединяет два моря, два океана и разъединяет два материка и два государства? (Берингов пролив)
- Название каких гор в переводе на русский язык означает «жилище снегов»? (Гималаи)
- Название какой пустыни означает «щит»? (Намиб)
- Название какой реки в переводе означает «река в стране черных людей»? (Нигер)
- Какую страну Океании называют по праву «трижды открытой»? (Новую Зеландию)
- Какая из стран носит название драгоценного металла? (Аргентина)
- Яд кураре получают из (Корней кустарника стрихнос)
- Самое большое островное государство в мире (Индонезия)
IV. Подготовка к объяснению новой темы.
Написать на доске тему урока, объяснить цели урока. Проблемный вопрос: Какую форму имеет Земля? Какое внутреннее строение земли? Почему на Земле постоянно происходят землетрясения?
V. Объяснение новой темы.
- Внешнее строение Земли. Оболочки Земли (атмосфера; 2/3 поверхности – вода – гидросфера; биосфера)
- Внутреннее строение Земли (самые глубокие скважины 15 км; земной шар состоит из 3 слоев: земной коры, толщиной от 30-40 км на равнинах до 70-80 км в горах, в океанах 5-10 км; на глубине 2900 км расположена мантия, составляет 83% объема Земли и 67% ее массы; ядро – радиус 3500 км, из железа и никеля, внешнее ядро расплавлено, внутреннее – твердое)
- Литосфера (земная кора и верхняя часть мантии; толщина литосферы 15-70 км; температура мантии от 100 до 150°С, в нижней +3800°С)
- Литосферные плиты (крупные блоки земной коры, двигаются со скоростью 2-5 см/год; восходящие потоки расплавленной мантии разрывают земную кору, образуя глубинные разломы)
- Срединно-океанические хребты (высота 2000 -3000м, длина несколько тысяч км, рассечены ущельями – океаническими рифами, сужающими книзу, на дне впадин – вулканы и горячие источники; магма наращивает края плит; океаническая кора погружается под материковую, образуя желоба; Курильские острова, горы Анды, плита Наска, Гималаи, Уральские горы)
VI. Усвоение новой темы.
- Красное море образовалось в результате (Медленных колебаний земной коры)
- Как называется твердая оболочка Земли, охватывающая земную кору и часть поверхности мантии? (Литосфера)
- Как изменяется температура по мере продвижения к центру Земли? (Повышается)
VII. Домашнее задание.
VIII. Итог урока. Комментирование оценок.
Вывод: Плиты земной коры перемещаются не только в горизонтальном направлении, но и вверх-вниз. В связи с этим ранее образовавшиеся горы становятся выше, а отдельные части материков опускаются (тонут).