Цели урока: образовательныепутем повторения правил и выполнения заданий, закрепить изученное, организация деятельности учащихся по обобщению знаний и способов деятельности
развивающие учащиеся должны знать виды словарей, структуру словарной статьи;
– уметь работать с книгой-словарем, использовать справочную литературу;
– уметь применять лингвистические знания и навыки в новой учебной ситуации.воспитательныеосуществить в учащихся нравственных и общечеловеческих ценностей, последовательность в работе, аккуратность в письме
Ход урока
І. Организационный момент.
ІІ. Проверка домашнего задания
а/ ученики называют цели и задачи домашнего задания;
б/ работу учащихся проверяют лидеры подгрупп;
ІІІ. Актуализация опорных знаний
Беседа.
– Перед нами высказывание известного русского писателя Валерия Яковлевича Брюсова:
«Знание состоит не столько в запасе сведений, сколько в умении найти нужные сведения в книге».
– Как вы понимаете данное высказывание? (Нужно уметь пользоваться словарями.)
– Верно. Много сведений можно получить из словарей, но часто это зависит от того, умеете ли вы ими пользоваться. Поэтому важно знать, для чего предназначены словари, как они составлены, о чем и как рассказывают словарные статьи.
2. Работа со словарями.
– Мы открываем уже хорошо знакомый нам орфографический словарь. Что вы можете рассказать о нем? (Учащиеся рассказывают о словаре.)
– А теперь мы открываем орфоэпический словарь. Чем он нам может помочь? Что изучает орфоэпия? (Учащиеся рассказывают об орфоэпическом словаре.)
– Как вы думаете, какова основная задача толкового словаря? (Давать толкование слова, объяснять его значение.)
– Давайте посмотрим, как строится словарная статья толкового словаря. Как построены статьи о словах: авеню, боярин, бархатный, коснуться?
Слова размещены в алфавитном порядке; каждая статья начинается со слова, толкование которого приводится; слово стоит в начальной форме; в нем поставлено ударение; указаны грамматические характеристики; приведены примеры использования слова в речи.
3. Творческое задание на составление словарной статьи.
– Составлением словарей занимаются специалисты, которые называются лексикографами. (Это слово записывается на доске и в тетрадях, производится его разбор по составу с выделением корней и подбором однокоренных слов; дается толкование его лексического значения с помощью анализа состава слова.)
– А сегодня лексикографами будете вы сами. Составьте (по рядам) словарные статьи о словах:
1-й ряд – школа;
2-й ряд – урок;
3-й ряд – учитель.
Учащиеся оценивают, насколько точно и полно соответствуют требованиям к словарной статье работы одноклассников.
4. Систематизация и обобщение изученного материала.
(Составление таблицы с использованием материала из курса лингвистики.)
– Итак, начиная наше знакомство со словарями, мы отметили, что они делятся на:
Энциклопедические |
Лингвистические |
|
|
(Учащиеся записывают в тетрадях только два этих термина; продолжение таблицы – результат дальнейшей самостоятельной работы учащихся.)
– Терминологические,
– толковые,
– переводные,
– орфоэпические,
– орфографические,
– синонимов,
– антонимов,
Подведение итогов занятий
Даю качественную оценку работы класса и отдельных учеников.
Домашнее задание.
Части речи повторить