Цель урока: научить различать звуки окружающего мира; развитие речи, памяти, воображения; подготовка к письму. развитие фонематического слуха, внимания к звуковому составу слова, диалогической речи, воображения, умения определять количество и последовательность звуков в слове; составление звуковой схемы слов; «чтение» звуковой схемы; подготовка к чтению и письму.
Ход урока
I. Организационный момент.
Все начинается со школьного звонка:
В далекий путь отчаливают парты…
Там, впереди, покруче будут старты,
И посерьезней будут, а пока…
II. Вводная беседа.
1) Беседа о звуках окружающего мира. Создание ситуаций (по выбору): «Звуки леса», «Утро в нашей квартире», «Звуки города».
2) Умеешь ли ты слушать звуки? Какими звуковичками полон лес? Послушаем, как полетел первый звуковичок: Ж-Ж-Ж! Кто это? А вот и другой: З-З-З! Да это… Правильно, комарик! Это его звуковичок. А кто это шипит в траве? Ш-Ш-Ш! Осторожно, тут… змея! Это ее звуковичок!
Слушание стихотворения. Задание: послушай и отгадай, звуки каких животных и птиц ты слышишь в стихотворении?
Страна Кукареку
Мы летом поедем в страну Кукареку,
Где звезды с березами смотрятся в реку.
Поедем туда, где гуляют ГА-ГА
И ходят вразвалку ХРЮ-ХРЮ и КРЯ-КРЯ.
Поедем в страну, где пасутся МУ-МУ…
И там, на веселом речном берегу
На удочку будем ловить НИ ГУ-ГУ.
(В. Степанов)
III. Работа по Букварю.
Работа по картинке «Лесной оркестр».
1) Какое время года на картинке? Какой день? (Солнечный, ясный, летний)
2) Какое настроение у лесных жителей? Почему?
3) Кто на каком инструменте играет? Кто сможет изобразить каждый инструмент?
IV. Работа в прописи. Творческое рисование. Соотнести позы животных и музыкальные инструменты. Пририсовать инструменты к животным. После окончания работы учитель спрашивает ребят, кто что нарисовал и как догадался.
Физкультминутка
Потрудились – отдохнем.
(Ходьба на месте.)
Встанем – глубоко вздохнем.
(Выполнение движений по тексту.)
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
VI. Учитель предлагает учащимся ответить на вопрос: «Умеют ли говорить животные?». Вспомните своих домашних животных. Понимаете ли вы их?
Ученики рассказывают, какие домашние животные у них есть и как они с ними общаются.
VII Развитие речевого слуха.
1) Игра «Звук заблудился». Слушание стихов А. Шибаева.
2) Развитие слухового восприятия. Произнесение чистоговорок:
Чу-чу-чу,
На лошадке я… (скачу).
* * *
Лю-лю-лю,
Я коровушку… (люблю).
* * *
Ать-ать-ать,
Выходи, Пушок, … (играть).
Слушание стихотворения.
Задание. Определите, сколько у нас друзей. (Можно использовать только отрывок из стихотворения.)
Друзей степные голоса
Немало у тебя друзей:
Цыплят – пушистых малышей.
Они пищат, пищат!
Ягнята блеют: «бе-бе-бе» –
И тоже тянутся к тебе.
«Му-му», – бычки мычат.
Заржет негромко стригунок,
Залает весело щенок,
Захрюкает свинья.
Кот замурлычет у ворот.
И верблюжонок запоет.
Они – твои друзья.
«Кукареку!», «Кря-кря!», «Га-га!».
А выйдешь в поле и луга,
В тени густых лесов
Звучит: «чив-чив!», «чирик-чик-чик!» –
Сорочий треск, вороний крик
И пенье соловьев!
Шумят, вздыхая, камыши,
И совы гукают в тиши,
И тявкает лиса.
В горах рокочет водопад.
На ветках листья шелестят
И светится роса…
Летят, курлыча, журавли,
Белеют аисты вдали.
Ночь огоньки зажгла.
«Всем спать пора, всем спать пора!» –
Поют перепела.
(Е. Утетлеуов)
Беседа о прочитанном.
VIII. Работа по Букварю.
Рассматривание картинок. Кто знает, из каких мультфильмов эти отрывки? О чем эти фильмы? О чем говорят животные?
Учитель предлагает поочередно рассмотреть рисунки и предположить, о чем разговаривают животные.
Рассмотреть картинку. Придумать и рассказать, кто с кем о чем говорит.
VIIII. Работа в прописи. Письмо прямой с закруглением вверху.
X. Развитие речи.
Творческое задание по букварю. Посмотри на картинку и составь предложения.
XI. Итог урока.
– Ребята, открыли ли вы что-то новое для себя на уроке?
– Что показалось наиболее интересным?