Обучение грамоте. Тема: Слова, которые отвечают на вопросы – КТО? ЧТО? – имена существительные.

0
639
скелет
Разработка открытого урока по русскому языку
( по обучению грамоте) в 1 классе.

Тема: Слова, которые отвечают на вопросы – КТО? ЧТО? – имена существительные.
Цель: познакомить учащихся с понятием – имя существительное, классифицируя с помощью вопросов – кто? что?;
Развитие связной речи, орфографической зоркости, памяти, внимания, наблюдательности, умение работать над изученными орфограммами, как коллективно, так и индивидуально;
Воспитание познавательного интереса к предмету, умение работать дружно, сопереживать друг другу, помогать в трудный момент; воспитание любви к природе и окружающему нас миру.
Оборудование: компьютер – с картинками о временах года; загадки, карточки для индивидуальной работы по уровням; слова для кластера – «Весна», уч. стр._146-147___,

План урока:
1. Оргмомент. Психологический настрой. Сообщение темы урока.
2. Вступительное слово учителя. Работа по компьютеру ( загадывание загадки о весне)
3. Сюрпризный момент – входит «Весны и ее друзей – месяцев – марта, апреля, мая»
4. Загадывание загадок – месяца выполняют. Проверка правил – минута красивого письма –пр. №3 – стр. 28. – уч-ся объясняют правило..
5. Знакомство с новой темой.
6. Знакомство с правилами – индивидуально – дифференцированное задание: стр. 146, упр. №2
7. Релаксация – музыкальные ассоциации.
8. Физминутка.
9. Индивидуальная работа по картинкам– листочкам (раздает весна и ее друзья – месяца) . Д/И «Правильно разложи в ведерки»
10. Работа по компьютеру – показ весенних цветущих растений и перелетных птиц – устная работа – «цепочкой»
11. Выразительное чтение стихотворения «Растаял снег» – стр. 175.(резерв)
12. Итог. Рефлексия. Работа по итогам кластера «Весна» – по теме имя существительное (резерв)
13. Оценки
14. Д/з: стр ___, упр №_____ в тетради. Учить правила.

Ход урока:
1.Оргмомент. Психологический настрой .Сообщение темы и цели урока.
А) Звенит звонок. Звенит звонок-
Готов к уроку ты, дружок? Проверь – на месте ли тетрадки,
Ручки, учебник и закладки, линейки и карандаши. Вы готовы, малыши?
(уч- ся проверяют и сообщают о готовности).

Б) Громко прозвенел звонок-
Тему урока послушай, дружок!
Вопросы: кто? и что? рядом идут-
К имени существительному их задают.
Мы будем сегодня имя существительное изучать,
Научимся по вопросам его различать.
(открываю доску – запись темы урока – Имя существительное. Вопросы: кто? что?
Учитель:
Всё слушайте внимательно, тогда вам
В) Будет интересно и занимательно.
Работайте активно – индивидуально и коллективно,
Правильно задания выполняйте,
Отличные отметки за это получайте.
(- Я на доску прикрепляю солнышко.)

Г) Светит солнышко в окошко, ты подставь ему ладошки,
Лучик солнца ты возьми, его другу подари,
Тихо речь свою веду, я урок начать хочу.
2.Вступительное слово учителя Работа по компьютеру.
Учитель: Ребята, а наш урок я начну следующим сообщением – вы знаете, что в природе очень многое происходит в любое время года. И каждое время года -прекрасно. Но думаю, что зарождение новой жизни в природе, благоприятно влияет на всех нас и на окружающий нас мир.
А сейчас внимание, выполните задание:
На компьютер посмотрите – картинку правильно, найдите!
Найдите картинку с изображением одного времени года. А какое время года вы, должны отгадать (загадываю загадку):
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
Взмахнет,
В лесу подснежник
Расцветет (весна) (учащиеся выполняют задание – отгадывают загадку, находят картинку с изображением весны).

3. Сюрпризный момент – приход « Весны» и ее друзей – весенних месяцев.
(Входят ученики старшего класса в костюмах)
Весна: Вы, меня, я, знаю – ждали, я пришла – меня вы звали!
Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте – друзья!
Сегодня приветствовать вас рада – я!
Как листочки на веточках с моим приходом распускаются.
Так пусть багаж ваших знаний постоянно пополняется
Недаром же в пословице говорится:
«Грамоте учиться – всегда пригодится!»
На уроках учитесь дружно работать, на вопросы отвечать,
Тогда лишь пятерки будете вы получать!
Весна:
Ребята, в гости к вам я не одна пришла. С собой своих помощников привела.

4. Братья – месяцы загадывают загадки – дети отгадывают.
1 месяц – загадывает.
Дует теплый южный ветер,
Солнышко все ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает? – Март – протальник.
(уч-ся старшеклассница – надевает шапочку с надписью март)
2 месяц загадывает.
Яростно река ревет и разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся.
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел? (апрель)- снегогон.
(уч-ся старшеклассница – надевает шапочку с надписью апрель)
3 месяц загадывает.
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай.
Что за месяц это? (май) – травень.
(уч-ся старшеклассница – надевает шапочку с надписью май)
Учитель: Ребята, какие правила, мы учили недавно? – Написание большой буквы в словах и т.п.
(уч – ся рассказывают изученные правила)
Чтобы эти правила проверить и закрепить – минутка чистописания нужно выполнить – пропись № 3 стр. 28.

5. Учитель:
Ребята, кто ответит на вопрос? Кто надевает на ноги боты?
Кто не спеша, идет с работы? Что посеяли на огороде?
Что несут в ведре? – воду. Научитесь различать:
– Кто на уроке будет отвечать? – И что будете вы получать?
(задаю вопросы уч- ся, они отвечают)
Учитель: Хором новые правила прочитаем,
Хорошо все запоминаем.
6. Работа по правилам в учебнике – стр. 146 .
Закрепление. Индивидуальная работа (дифференцированный подход): взяли простые карандаши – отмечаем:
Упр. № 2 стр. 149. – выполняют Юра М., Али А., Оля С., Лариса Ж., Вова Я.Тоня Ш.- записывают слова из упр., отвечающие на вопрос: что?
Упр № 2 стр. 149. – выполняют Юля Л., Юля У., Лаура Х. – записывают слова из упр., отвечающие на вопрос: кто?

7. Закрепление темы, правил – релаксация – музыкальные ассоциации.
Учитель:
Музыка ворвалась в класс
Её послушаем сейчас.
Запишите, что представили
И вопросы к ассоциациям поставили.

Задание: прослушайте музыкальные фрагменты, запишите слова и поставьте к ним вопросы.
(Звучат музыкальные фрагменты – шум дождя, мяуканье кошки, стук молотка, собака лает, шелестит листвы, ребенок плачет).
Проверяем: записываем цепочкой на доске. В случае ошибки, коллективно исправляем.

8. Физминутка:
Чтобы нам усталость снять
Нужно присесть раз – 6 или 5. (приседание)
Пальцы немного разомнем.
Вновь потом писать начнем (разминаем пальцы)

9. Индивидуальная работа по картинкам.
Учитель:Д/ и «Разложи в ведерки».
Ребята, наша гостья и ее друзья, приготовили вам задания, требующие ваших знаний и внимания: (раздаются карточки – по 2 штучки – нужно правильно поставить вопрос в положить в ведерко с надписью – кто? что?) – на скорость.
Проверка – помогают Весна и месяцы и прикрепляют на дерево.
10. Работа по компьютеру.
Учитель:
Вновь к компьютеру вернемся.
По картинкам мы пройдемся.
Показываю на компьютере: (можно, чтобы уч-ся сами нажимали на мышку – по – очереди – и, одновременно, устно ставили вопросы – кто? или что?)
Цветущие весной растения: сирень, подснежники, черемуху, тюльпаны, ирисы, касатики, нарциссы.
Перелетные птицы: грач, скворец, журавли, лебеди, гуси, утки, жаворонки.

11. Учитель: Очень много о весне мы говорим,
Выразительно стихотворение прочитать хотим.
Выразительное чтение стихотворения – «Растаял снег» (резерв).

12. .Итог. Рефлексия. Рисунок – кластер, который получился на доске:

Учитель:
На доску нашу посмотрите, на наш весенний пейзаж внимание обратите.
Скоро прозвенит звонок.
Подведем же наш итог.
На уроке что узнали?
Что запомнили, сказали?
Правило вновь повторим: (Еще раз читаем по учебнику правило. Приводим примеры)

13. Оценки.
Учитель:
Всем спасибо говорим.
«Весну» и месяца – благодарим ! (гости прощаются и уходят).
Отметки за урок узнать хотим? (Да)

Учитель озвучивает оценки.

14.Д/з:

Учитель:
Чтобы полученные знания даром не пропали.
Повтори все правила дома вначале.
Новые правила выучи – ты.
Упражнения по учебнику выполни.
(запись на доске – уч. стр 174- 175 читать, выучить правила).